Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломничество в Египте: даты и программы

    Основной источник сведений о пророке Моисее — библейское повествование на иврите. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта. Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из Неопалимой Купины получил призыв Бога, открывшего ему Свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Сначала Моисей не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Бог превратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. Такие чудеса совершил Бог, дабы убедить пророка.

     Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном (Тутмос III или Рамсес II) об освобождении сынов Израилевых из Египта, причем сначала они от имени Яхве (Саваофа) просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне — «Отпусти народ мой!».

    Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; нашествие мошек; нашествие песьих мух; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход.

     Бог показывал им путь: перед ними Он шел днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. ХIII, 21, 22). Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море (ныне Красное море), которое расступилось перед ними, но потопило погоню. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу.

     Он повел свой народ в обещанную Землю Обетованную через Аравийскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой (Мерры), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

     В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом. Здесь на евреев напали амалекитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. XVII, 11, 12).

     В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства -Торы. Так Сыны Израиля стали народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

     Здесь он прожил следующие 40 лет. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца. После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

     В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не единожды, но дважды.

     Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим (Втор.32:49, Чис.27:12): «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.»  (Втор.34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.»  (Втор.34:6)

     Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце египетского фараона, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне.