Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломнические туры в Италию

       Миланский эдикт  (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров  св. равноап. Константина  (306-337) и Лициния, датируемое 313 годом, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи и направленное  главам провинциальных администраций империи, в том числе и соправителю на востоке  Максимину.
     Этот  эдикт был продолжением  Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием.  Однако, если Никомедийский  эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.  Этот документ  явился важным шагом на пути превращения христианства  в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется  Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».
     За довольно короткий срок церковь из гонимой (ecclesia pressa) становится, при св. равноап. Константине Великом, не только терпимой (с 311 г.), дозволенной и равноправной с другими религиями , но со времени Миланского эдикта  и покровительственной и привилегированной при том же св. равноап. Константине, а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею.



     Евсевий Кесарийский пишет: «…Константин  и с ним Лициний, еще не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который еще правил на Востоке и заискивал перед ними».
В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество  теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
Профессор В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы».
     Константин даровал христианской церкви ряд значительных привилегий; она получила право принимать наследства и дарения, что при быстрых успехах христианства сделало её менее чем за столетие обладательницей  десятой части  всех земель империи. Сам  св. равноап. Константин и его преемники (за некоторым исключением) не скупились на богатые пожертвования. Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, третейский суд епископов был приравнен к государственному, епископы получили право узаконивать отпуск на волю рабов с тем, однако, чтобы они проверяли, «достойные» ли получают свободу. Сам император, не будучи ещё христианином, принимал горячее участие в делах церкви, называя себя её «епископом для внешних дел». Крестился же св. равноап. Константин незадолго до своей смерти..
      Важную роль в признании  св. равноап. Константином христианства сыграли  также и политические соображения.  В начале IV в. христианство исповедовало более десятой части населения империи,  христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы, христианские церкви и общины существовали во всех городах и крупных населенных пунктах империи.