Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Туры в Сербию: паломничество

      Святой Николай Сербский — одна из ярчайших фигур в истории православия XX века. Сочетая в себе талант глубокого философа и проповедника, способного на самом простом языке говорить о своей вере, он доказал, что, несмотря на пять веков гонений, христианская мысль и традиция все еще живы в Сербии и остаются настоящим духовным сокровищем этой страны.

     Никола Велимирович, так звали будущего владыку Николая, родился в 1881 году. Окончив гимназию, а затем семинарию, он отправился продолжать образование за границей: учился в Берне и Оксфорде, овладел немецким и английским языками. Позднее, поступая в Санкт-Петербургскую духовную академию, он не стал сообщать об этом и долгое время учился в ней, никем на замеченный, на правах обычного семинариста. Лишь однажды на одном из литературных вечеров он неожиданно удивил всех своими глубочайшими знаниями и талантом проповедника. Петербургский митрополит Антоний был настолько потрясен способностями студента, что выхлопотал для него государственную стипендию для совершения поездки по России.

     Это путешествие сыграло важную роль в жизни будущего владыки Николая. Позднее он много писал о России, неизменно отзываясь о ней с любовью и глубоко переживая потрясения, выпавшие на долю нашей страны. Много общался с русскими эмигрантами, поддерживал их.

      В 1920 году иеромонах Николай возведен в сан епископа и возглавил епархию города Охрид, а в 1934 году был переведен на кафедру древнего города Жича. В этой должности он встретил фашистскую оккупацию. К тому времени его авторитет был настолько высок, что он удостоился особого внимания Адольфа Гитлера. «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь — Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича...», — писал тот командующему Южным фронтом.

      Всю войну владыка Николай провел в немецких концлагерях, большую часть времени — в Дахау, откуда он был освобожден лишь в 1945 году. Однако вернуться на родину он так и не смог: коммунистический режим Тито назвал владыку Николая «пособником фашизма», дорога в Сербию была ему заказана.
Епископ Николай скончался в русском монастыре в Пенсильвании (США) в 1956 году. Смерть застала его за молитвой.

      Наверное, главное наследие, оставленное нам этим святым, — его книги. Пятнадцать объемистых томов текстов на богословские, философские и миссионерские темы. Мы отобрали ряд цитат из его книги «Миссионерские письма», которые показались нам наиболее интересными.


Святитель Николай Сербский (ВЕЛИМИРОВИЧ): «Заря над горизонтом жизни...»

     «…Сказать кому-нибудь: “Будь хорошим сербом, а вера — дело второстепенное” — то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище — дело второстепенное!
Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой.
Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником…»

    «… тесен путь, ведущий в Царство Божие. Об этом свидетельствовал Спаситель всем, кто за Ним последует. И не нужно удивляться. Делаешь ли зло, люди могут хвалить тебя, но Господь накажет. Делаешь ли добро, люди могут тебя казнить, но Господь наградит. Христос творил лишь добро, но люди распяли Его…»

    «…Совесть говорит мне: за столь великое страдание Господа ради блага и спасения людей не могло быть иной награды, кроме воскресения и небесной славы. Невыразимые страдания Праведника увенчались несказанной славой. Это дает утешение и мир.
Разум говорит мне: без сияющей победы воскресения весь подвиг Сына Божия остался бы в гробу, вся Его миссия была бы напрасна.
Воля говорит мне: воскресение Христово спасает меня от колебаний между добром и злом, решительно направляя на путь добра, и освещает мне этот путь, дает силу и вдохновение…»

     «…Одно мгновенное предчувствие, что видимый мир содержит какую-то великую тайну, — это еще далеко не та животворящая и плодоносная вера, освещающая наш путь и указующая цель.
Сказать, что “есть что-то”, — еще не значит увидеть свет дня. Это значит, что путник едва-едва заметил в ночном мраке расширенными своими зеницами приближение рассвета. А от него до восхода солнца еще долгий путь. Если бы ты сказал: “Есть Кто-то”, заря зарумянилась бы над горизонтом твоей жизни…»

    «…как только кто-то, отпав от Церкви, начинает самовольно толковать ее учение, ему неизбежно приходят в голову самые безумные и нелепые мысли, подобные снам пьяницы. Как только кто-то покидает ладью, где Христос — Кормчий, он оказывается в лодке, которой правит сатана…»

    «…сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом…»

«…Как только совершит человек тяжкий грех, он прячется от Бога за спину природы. И теряется среди тварей, среди камней, деревьев и животных, как бы среди мнимых родственников, тонет в тени природы. И как говорится о затмении солнца, когда луна заслоняет этого светлого царя природы, так можно говорить о “затмении Бога” — Солнца Правды — для тех, кто природой заслоняется от очей Творца...»

Цитаты даны по книге «Миссионерские письма». Издательство Троице-Сергиевой Лавры, 2003 год. Перевод Светланы Луганской


Автор: СОКОЛОВ Алексей (журнал "Фома")