Библейские города Иордании
Из Аммана и со стороны Международного аэропорта королевы Алии к морю ведет прекрасное шоссе №40, начинающееся от столичного пригорода Мардж аль-Хаммам.
Город также упоминается в списке населенных пунктов, завоеванных египетским фараоном Тутмосом III (1490-1436 гг. до н.э.)
Абель-Керамим означает на еврейском «зона виноградников». Об этих обширных плантациях, прославившихся, если верить Ветхому Завету, на все сопредельные царства, говорится у Пророка Исаии (16:8-9): «… также и виноградник Севамский, лучшие лозы его, которые достигали до Иазера (Галаадского), расстилались по пустыне, побеги их расширялись, переходили за море». Косвенным подтверждением того, что речь идет об этом районе, служит упоминание пророком Исаией наряду с виноградниками городов Есевон и Елеале, руины которых расположены у поселков Хисбан и Хирбет аль-Ал в 15 км южнее (в сторону Мадабы).
Плодородие Наура по достоинству оценили черкессы, поселившиеся здесь в конце XIX века и изначально искавшие для жиельства места, близкие по своим качествам к Северному Кавказу. Примечательно, что в восьми километрах от него находится арабская деревушка Умм аль-Басатин, что по-арабски означает «мать садов». В ней кое-где сохранились остатки древних строений и когда-то украшавших их колонн.
2. по другой версии, Абель-Керамим располагался на холмах Телл аль-Омейри (их три на расстоянии 250 м друг от друга). Наиболее изученный – южный, высотой 900 м над уровнем моря и площадью 7 га, расположен с правой стороны от шоссе Амман-Акаба в районе Национального парка (15 км от города).
В 1200-1150 гг до н.э. (во времена Судей в Израиле) здесь стоял укрепленный аммонитский город. Приблизительно в 1150 г до н.э. его разрушили завоеватели (какой народ неясно). К 1000 г до н.э. поселение возродилось, хотя и стало меньше прежнего. Что еще примечательно в этом месте – несколько сельскохозяйственных башен (3х3 м, 3х5 м или 6х7 м), позволявших в момент созревания урожая находится на плантации. Размером побольше использовались для первичной переработки урожая. Открытое археологами почти буквально повторяет сказанное пророком Исаией: «у Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило….»(5:1-2).
3. по третьей версии, Авель-Керамим находился в районе холма Телль Джава. Он расположен чуть южнее от Телль аль-Омейри и к востоку от шоссе Амман-Акаба (близ Ядуды). Сторонники этой версии опираются на топографические и климатические свидетельства, реляции фараона Тутмоса III, информацию Евсевия Кесарийского (IV в н.э.) и исходят из того, что пролегающая у подножия Телль Джава долина Вади Хену – наилучшее место для винодельческого хозяйства. Об этом говорят и многочисленные древние прессы для винограда, найденные в округе.
После Наура дорога уходит под уклон и приблизительно через 15 км справа от дороги появляется знак, возвещающий, что здесь находится «нулевая отметка» или т.н. уровень моря. Местность впереди расположена уже ниже уровня мирового океана.
Какое-то время Ароер был в руках племени Гада, а затем, как можно предположить из исторического контекста, его отобрали сирийцы при царях Азаиле (Хазаиле) и Венададе (Бен Хададе III). Далее, видимо, сирийцы сделали Ароер главным городом своей новой территории. Пророк Исайя так предсказал ей: «города Ароерские будут покинуты, - останутся для стад, которые будут отдыхать там». (17:2). Пророчество, судя по всему, сбылось: сирийцев вытеснили ассирийцы в 841-740 гг до н.э. , Ароер был разрушен и более о нем никогда не упоминалось. Даже к поискам его историки долго не подступались, хотя он, согласно Библии, был рядом с Амманом.
Есть также версия, что царь Моава послал именно в Ситтим за прорицателем Валаамом, чтобы тот проклял народ Израиля. В Ситтиме же израильтяне готовились к входу в Землю Обетованную, здесь была проведена перепись людей, способных носить оружие и воевать (Числа 26). В Ситтиме Иисуса Навина назначили преемником умершего на горе Небо Моисея (Числа 27:18-23), отсюда им были посланы разведчики в Иерихон (Нав. 2:1). Возобновив поход, израильтяне «двинулись от Ситтима и пришли к Иордану» (Нв. 3:1).
А вот пророчество Иоиля о Судном дне: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим.» (Иоиль 3:18).
При римлянах и во времена Христа Аве-Ситтим именовался Абила.