Библейские города в долине реки Иордан
Город Салт (30 км от Аммана) административный центр провинции Балка, простирающейся от Мертвого моря до реки Зарки. Площадь провинции - 1069 км2, население около 400 тыс. человек (из них более 10 тыс. христиан). Считается, что свое название Салт получил от здешних лесов, ибо "салтус" на латыни означает лесная долина. При этом сами римляне именовали его Арматузой. Средняя высота юрода - 850 м. В черте города открыты поселения Раннего и Среднего Каменного веков, а также аморрейской эпохи. Найдены предметы из бронзы и керамики, датируемые приблизительно 4500 г. до н.э.
В эпоху аммонитского царства Салт был одним из его горо¬дов, неоднократно становясь предметом борьбы Аммона и израильтян. Первую крепость для защиты этой стратегически важной точки, расположенной на пути, соединявшем долину Иордана с остальной частью страны, построили именно аммонитяне. В византийскую эпоху город именовался Салос Иератикон и в нем была кафедра епископа.
Вниз от Салта начинается плодородная долина Вади Шуэб с фруктовыми садами. Шуэйбом арабы нарекли Иофора, тестя Моисея, который принадлежал к библескому арабскому народу мадианитян.
Поэтому арабы чтут его как пророка и именуют наби (араб. Пророк). Гробница Шуэйба находится в десятке километров от Салта по пути в долину Иордана.
Еще ниже по дороге на Южную Шуну, в местечке Телль Джадур, во времена Иисуса Христа предположительно стоял город Гадара, столица провинции Перея (не путать с Гадарой, нынешним Умм-Кайсом, одним из городов Декаполиса). Перся означает на греческом "[земля, лежащая] по ту сторону". Имелась в виду территория к востоку от Иордана. Римская провинция Перея географически охватывала зону расселения колен Рувима и Гада от Арнона и близлежащего Махеруса на юге до Пеллы на севере, на востоке граница провинции приблизительно находилась на полпути от Иордана до Филадельфии (ныне - Амман). Формально эта территория подчинялась Ироду Великому, после смерти которого его владения были разделены между тремя сыновьями царя. Перея и Галилея достались Ироду Антипе, который правил в них 42 года (с I г. до н.э. по 39 г. н.э.). Затем император Калигула ликвидировал царство Антины. Таким образом, во времена Иисуса Христа Заиорданье вполне естественно воспринималось как евреская земля. По утверждению исследователе, его население с религиозной точки зрения было ближе евреям, чем, к примеру, жители Самарии. Поэтому для прохода в Иерусалим галилецы зачастую переходили на Восточный берег Иордана в раоне Бесана/Бет-Шеана (ранее именовался Скитополис) и затем направлялись в Иерусалим, используя переправу через р.Иордан близ Иерихона. Именно так, полагают многие эксперты, следует трактовать информацию, повествующую о том, что Иисус «вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудеские, за Иорданскою стороною» (Мф. 19:1).
ИАЗЕР ГАЛААДСКИЙ (ЧИСЛА 21:32, 31:1; НАВ, 13:25, 21:39)
БЕФ-НИМРА (ЧИСЛА 32: :36; НАВ.13:27)
Административный центр южной части Иорданской долины - поселок Южная Шуна (араб. аш-Шуна аль- Джанубийя). Перед въездом и него со стороны Салта находится исторический холм - Телль Нимрин. Согласно греческим источникам, Нимрин - это позднее искажение Бет- Намбрис - так римляне назвали библейский город Беф-Нимра (Бет-Нимра) (Числа 32:36). У Иисуса Навина говорится: и на долине Беф-Нимра... Вот удел сынов Гадовых» (13:27). Таким образом, Беф-Нимра находился непосредственно в долине р.Иордан, а не на склонах или высотах Восточной возвышенности. Проанализировав находки - здесь было открыто очень древнее городище периода появления первых поселений, обнесенных защитными стенами - археологи сочли, что наиболее вероятным местоположением указанного библейского города является холм Телль Нимрин.
На Моавской равнине существовало немало городов, первоначально размещавшихся в стратегически важных местах схода с гор столь драгоценных для жителей долины водяных потоков. В IV в. до н.э. города передвинули к низовьям потоков. В эпоху эллинизма и при римлянах близ древних городов выросли новые населенные пункты, принявшие на себя старые названия, как, например, Беф-Нимра => Бет-Намбрис => Нимрин => Нимри.
Одним из упомянутых потоков мог быть Нимрим, отождествляемый, по одной из версий, с долиной Вади Нимрин. Она проходит практически от холма Телль Нимрин через Южную Шуну и несет сбегающие с близлежащих высот сезонные потоки в Иордан. В ветхозаветные времена от этой воды зависели все аграрные хозяйства и природная растительность данного района. О потоке читаем у Пророка Исайи: "Рыдает сердце мое о Моаве... потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени." (15:5-6). Существует также возможность, что поток Нимрим находился не на Моавской равнине, а на Моавской возвышенности, южнее города Керак (см. Лухит, Еглаим и Нимрим). И в том, и в другом случае Нимрим оказывался в границах Моава IX-VII веков до н.э.
БЕФ-ЙКШИМОФ (ЧИСЛА 33:49, НАВ. 13:20)
Беф-Иешимоф (Бет-Иешимот) (Числа 33:49, Нав. 13:20) сегодня отождествляется с холмом Телль Узейми, что лежит в двух километрах восточнее Хирбет Сувеймы. Этот город, известный позднее как Беземот, Бетсимут или Исимут, при римлянах разросся до масштаба важного города.
Иосиф Флавий упоминает в "Иудейской войне" библейские Аве-Ситтим (римская Абила), Беф-Гарам, Беф-Иешимоф, повествуя о действиях легионов Веспасиана, подавлявшего еврейское восстание: "Пласид взял Абилу, Юлиас и Беземот, а также все города, на протяжении до Асфальтового озера (Мертвого моря. - Прим. автора)".
Подлинное Место Кредения Иисуса на Иордане, о котором было известно еще на заре христианства, длительное время оставалось неизченным из-за устройства иорданцами в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после войны 1967 года проходила линия прекращения огня с Израилем. После заключения мира в 1994 году здесь начались археологические исследования, приведшие к появлению уникальных находок. Совокупная информация библейского текста и записей средневековых паломников позволила определить Место Крещения в Вади Харрар. Где жил Иоанн Предтеча, и где одетый в верблюжью шкуру и питающийся одними акридами (личиками саранчи, хотя есть и иные предположения относительного того, чем был этот «продукт») и диким медом, он проповедовал местным жителям и путникам веру в приход Спасителя, обращал и крестил их. Сегодня почти нет сомнений, что Вади Харрар – этот тот самый «Вифавар при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин.1:28) и где был крещен Иисус, хотя, первостепенная роль конечно же , у самой Священной реки.