Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

История написания иконы "Прибавление ума"

Паломнические туры в Италию

       Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны»: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента седьмого Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

     Сношения великого князя Василия III с папами начались в 1503 году — брак его отца Иоанна Ш с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы. Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха. В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал папе Дмитрия Герасимова и Еремея эва для переговоров. Одним из основных принципов, на которых католики пытались вовлечь в унию православных, было наличие общехристианских святынь — их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать  в Лорето, осмотреть древний храм.

      «К восприятию легенды, — замечает А. И. Кирпичников и вслед за ним А. А. Титов, — они были вполне подготовлены: они знали, что «от безбожных варваров турок»  многие святыни Палестины погибли или были вывезены. Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода  им встречалось невидимое перенесение целых зданий; святой Лука, как иконописец, апостол Иаков, брат Господень, как первый епископ, посещение апостолами жилища Богоматери и исцеления во сне — все это было им близко знакомо, как несомненные факты; самый способ проверки чуда посредством измерения был вполне понятен их великорусской практичности, особенно в применении к чуду иноверному». 
     
     В странах Иерусалимских, в граде галилейском, ему же имя Назарет, в том храме родилася Святая Богородица от Иоакима и Анны. В том храме благовестил Архангел Гавриил Благовещение Святыя Богородицы, и в том храме млеком питала Святыя Девая Богородица Мария Сына Своего и Бога Господа нашего Иисуса Христа. И по вознесении Господни осталась Святыя Богородица на земле, и с апостолы. И увидевше Божественные ученицы Христовы в том храме велия чудеса бываема. И тако Божественным советом уложиша между собою и учиниша в том святем храме церковь в честь и славу Пресвятей Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества. И свящаша той храм, и служиша в нем святую литургию. И есть в той святей церкви алтарь мурованный и до сего дне, освящен святым апостолом Иаковом, братом Господним, первым епископом Иерусалимским. И святый апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, всяку премудрость и наказание, и еже живописати само и благоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя Самыя ВЛАДЫЧИЦЫ нашея и присно Девы Марии. Изящне видения Тоя и образ совершен устроив, приносит Первообразному Госпожи и всех Царицы. ОНА же очи возложивши НА ту и Своего пророчествия воспомянувши, его же изгласи зачинающи Бога: «Се ныне блажат Мя вси роди», возрадовавшися и глаголет к тому благоговейне вкупе и со властию: «Благодать Моя с тою». И бысть слово дело иконе сопребывая вечно, чудеса и знамения. 
     
     Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. После большого Московского пожара 1547 года с образа Лоретской  Божией Матери была написана на «московский манер» икона «Прибавление ума», — среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Иоанна Грозного, сына Василия III. 

     Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе — это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников — это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери.

     Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, в двенадцати верстах от Харькова.
   
     Дом призывает к святости семьи, что возможно, когда дом и семья становятся домашнею церковью (1 Кор. 16, 19).
     Обращаясь к образу Пречистой, осеняющему Назаретский Дом, мы молимся Ей как Покровительнице христианских семей, благословенного брака, домашнего очага. Святой Дом становится также символом большой человеческой семьи, которая вместе с Христом Спасителем и молитвенным предстательством Пресвятой Девы стремится в Дом Отца Небесного.

     Назаретский Дом принадлежал родителям Пресвятой Девы — Иоакиму и Анне. Иоаким происходил из рода царя Давида по линии: Давид — Нафан — Варпафир — Иоаким. Анна происходила из священнического рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана. Здесь, в Назарете, у престарелых Иоакима и Анны родилась Пречистая Дева Мария. На третьем году жизни Марии родители по обету привели Ее в Иерусалимский храм, где Она пребывала до четырнадцати лет. Этот возраст по закону считался совершеннолетием, после которого девы не могли оставаться при храме. В еврейском народе не было обычая оставлять девушек незамужними. Девство осуждалось в народе, девизом которого был наказ Божий:   плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22). Стремление к чадородию связывалось с обетованием Мессии через рождение Его в одном из родов.

     Однако Мария дала обет хранить Свое девство. Поэтому праведный Иосиф был обручен Пречистой Деве, чтобы быть стражем Ее девства, и под этим видимым браком скрывалась тайна обручения Ее с Богом. После обручения Мария с Иосифом поселились в доме Ее родителей в Назарете.

     В стенах Назаретского Дома исполнились слова, сказанные Богом змею сразу после грехопадения прародителей: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее: Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту (Быт. 3, 15). Это обетование стало первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу. Жена, Семя Которой — Сын Божий Господь Иисус Христос — победит сатану, — это Пресвятая Дева, Которая непостижимым действием Божиим безсеменно зачала воплотившегося Бога-Слово. Поэтому Назаретский Дом есть не только место Рождества Пресвятой Девы, но и Дом, в котором совершилось таинственное событие Благовещения — «спасения нашего главизна», как поется о том в тропаре празднику. В ответ на благовестие Архангела, предсказавшего Ее Богоматеринство,  Мария сказала: се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Произнесение Пресвятой Девой слов согласия стало моментом зачатия Ею Сына Божия. Латинская надпись под статуей Лоретской Богоматери в алтаре Святого Дома гласит: «Hic Verbum саго factum est» — «Здесь Слово стало плотию».
     Два слова, сходные по звуку, 
     Смыслом разным 
     Напоминают нам: 
     Каким мы счастием, 
     Каким и злом ужасным 
     Обязаны женам! 
     Нам Ева смерть внесла, 
     Мария — жизнь от древа: 
     Что отняла жена, 
     То возвратила Дева.
     
     Русские паломники к Святому Дому

     Вот уже многие столетия тысячи больных со всего мира устремляются к Назаретскому Дому. Паломники просят у Божией Матери об облегчении страданий, избавлении от мучительных и часто неизлечимых недугов. И нередко совершаются здесь чудесные исцеления. Об этом убедительно свидетельствует множество даров, принесенных в благодарность за избавление от тяжких страданий. Но как говорят те, кто не раз бывал здесь, чаще Божия Матерь подает страдальцам силы и надежду в перенесении тягот болезни, успокаивая сердце, помогая духовно понять и принять посланное испытание — болезнь. Пречистая Матерь Господа нашего научает страждущих благодарить Бога за болезнь, посланную, быть может, за грехи и нераскаянность, помогает совсем иначе взглянуть на мир, на отношения человека с окружающими.
     
     Святой Дом Богоматери в Лорето является одной из самых чтимых христианских святынь Италии и других католических стран — в некоторых городах даже построены копии Святого Дома (в Праге, например). Что же касается статуи Лоретской Богоматери, то ее копии можно увидеть во многих костелах. Итальянцы очень любят свою Лоретанскую святыню. 
     Не случайно в день перенесения Святого Дома — 27 ноября/ 10 декабря — Православная Церковь  совершает празднование образу «Знамение» Пресвятой Богородицы. В годы российского лихолетья чудотворная Курская-Коренная икона «Знамение» стала Одигитрией Русского Зарубежья — Путеводительницей верных чад страждущей страны Российской, в рассеянии сущих.
     
     Епископ Порфирий (Успенский) — один из самых ярких представителей православного ученого монашества: востоковед и этнограф, археолог и археограф, текстолог и палеограф, византист и славист, историк и искусствовед, литургист и богослов — и бытность архимандритом побывал здесь спустя десять лет после посещения базилики Благовещения в Назарете. Его путешествие и Италию было вызнано причиною внешней: Русская духовная миссия в Иерусалиме должна была оставить Святой Град, находившийся под гнетом Османской империи, в связи с началом Крымской войны. 8 мая 1854 года архимандрит Порфирий со своими спутниками иеромонахом Феофаном (Говоровым) — будущим святителем, затворником Вышенским — и Петром Соловьевым на австрийском пароходе «Императрица» покинул Святую Землю. В Анкону он прибыл 16 июня и два. дня посвятил обозрению достопримечательностей. Преосвященный Порфирий записал инхересные сведения из истории Анконы: «Город Анкона основан был сиракузскими грексами, недовольными тиранским правлением Дионисия Старшего. Они ушли сюда из сицилийского города Сиракузы в 392 году до Рождества Христова. Само название сего города есть греческое. Оно значит угол и полу разверстая горсть руки. Такое название в значении такой горсти дано сему городу, потому что он строился в юдоли между двумя противолежащими высотами, как бы в разверстой горсти. Уже под властью римлян Анкона стала значительным торговым городом».

     Его описание Святого Дома поражает обилием деталей. Путешествия инока-подвижника Василия Григоровича-Барского (1701-1747)*, который в течение 24-х лет странствовал по святым местам Италии, Греции, Афона, Святой Земли и словенских земель:  
     
     Дом же Богородичен, иже в Лорете в области Римской, стоит посреди церкви.
     Создан не  от природнаго каменя, но от одних кирпичей. Не велик собою, в долготу яко десять локтий, в ширину же и высоту яко осмь, ветхий зело, имущ по обою страну дверцы; отвне с верху до низу весь мрамором белым гладко обложен, яко аще кто не разсмотрит его, и разумети имать, яко весь от единаго мрамора изсечен есть, сице зело углажденными дсками мраморными лепо облечен, яко лице в них зрится человече, аки В зеркале. Созади дома того на стене алтарной изображена надпись латинским диллектом, письмены великими, сеченными на мраморе сими словесы:
     «Христианский посетитель, по желанию и обету зде пришедший. Зри священный Лоретский дом, иже от Палестины в Иллирик Ангелами при Николае IV папе пренесен бысть 1291 лета, но потом (спустя три года) в первое лето первосвященсива Вонифатия VIII в Пицеи перенесен близ  Реканета града в роще холма помещен, а оттуда в 1500 лето зде поставлен. Климент VII папа  Римский мраморным украшением одея его в лето 1525. Климент VIII папа краткую на сем  камени изовразити повеле повесть в лето 1595. Антоний Мария Галл, святаго Римскаго престола пресвитер, кардинал и епископ Авксинский, святаго Дома Блюститель, сотворити сия потщался».

     Позади престола в стене Дома онного внизу при земле есть место маленькое в подобие пещи, называемое кухня, идеже Богоматерь приготовляла трапузу, и при ней хранятся в золото оправленный деревянные ложки, глинянные чашки и прочие сосуды, показуемые путникам.
     Всяк бо грядый от Рима или до Бара, где лежат мощи святого Николая, не минет сего места, понеже на пути римском стоит; есть же от Рима далече 139, от Бара же 400 италианских миль.
     
     Город или, точнее, посад Лорето, в котором жителей не более  7000,  состоит почти из одной прямой улицы называемой Монт-руайяль, упирающейся в церковь, где находится так называемый Святой Дом Богоматери, — Santa Casa. Все обитатели сего посада живут и кормятся посредством сего дома, продавая поклонникам четки, медали, образки, гравюры, книжки с описанием в них местной святыни. Торговля эта выгодна, потому что поклонники непрерывно приходят из всех стран света, и покупают все, что им надобно и не надобно.
     
     Нынешняя церковь, вмещающая в себя Дом Богоматери, основана папой Павлом II в 1465 году, строена папами Юлием II (f 1513), Пием V (f 1572) и окончена Сикстом V (1585-1590), который над входом в нее поместил надпись золотыми буквами: «Deiparae domus, in qua Verbum caro factum est», то есть «Дом Богородицы, в нем же Слово плоть бысть». 
     Церковь построена в виде латинского креста. Она имеет купол и колокольню с ярусами дорическим, ионическим и коринфским. Ее воздвиг архитектор Ванвителли, тот самый, который в Анконе построил пятиугольный лазарет в 1733 году.

     Назаретский домик, в котором жила Пресвятая Дева Мария, — небольшая комната длиною 7'/2 аршин* и шириной в 6 аршин, сложенная из красноватых кирпичей, которые видны хорошо, потому что мало чем закрыты. Первобытного потолка в ней нет, а накрыта она мраморными досками уже тогда, когда снаружи облицевали ее мрамором. В этом новом потолке сделано отверстие для выпуска дыма от многих горящих тут лампад. В сей домик входят чрез три двери бронзовые. Они весьма хороши. А отлил их художник Ломбарде.

     Позади Лоретской статуи в кирпичной стене, невысоко от пола, устроен очаг, в котором Пресвятая Дева готовила себе снеди. Он теперь спереди заслонен, потому что обращен в ящик для сбора денег от богомольцев. 
     Направо и налево от него устроены два поставца: в первом  хранится   так  называемая  здесь скоделла, то есть скудельная посуда Святого  Семейства,  как-то:   глиняные чашки и деревянные ложки, все оправленные в золото, а во втором лежат разные    разности,    раздаваемые    поклонникам памяти ради и благословения. 
     Наружность его великолепна. Папа Юлий II, в бытность свою в Лорето в 1507  году,  задумал украсить  сей домик снаружи и в 1509 году пригласил художника Браманте составить чертежи  украшений  его  из  мрамора. Чертежи были  составлены,  но  выполнил их уже знаменитый Сансовино,  приглашенный папой Львом X в 1513 году. Сей ваятель работал тут с перерывами   времени   до   самой   смерти   своей, постигшей  его  в   1529  году; работа его докончена была уже учениками его. Домик Приснодевы снизу доверху одет был самым лучшим белым мрамором с изваянными на нем изображениями. Ко всему домику снаружи  присоединен мраморный неширокий  помостик,  мало  выше   от  пола   церковного.   По   этому помостику поклонники ползают      на коленах своих ради епитимийного очищения  себя  от грехов.  От частого   же ползания сотен тысяч этих христиан в мраморе является желобок во  всю длину его, так что помостик этот   нередко  заменяется  новым.
 
     Тут у стен налево и направо водружено много святых престолов для священнослужения,  которые  называются капеллами. За этими престолами, но в связи с ними, уставлены большие мозаические иконы, воспроизведенные с самых лучших картин итальянских живописцев. Эти иконы составлены из мелкой мозаики так искусно и так изящно, что издали они кажутся живописными.

     К церкви у левой стороны ее, пристроена сокровищница, il Tresoro, в которой хранятся драгоценные вклады католиков. Это длинная и широкая горница со многими шкафами у стен ее для помещения в них всех вкладов. Их весьма много и они дороже тех, что в ризнице Свято-Троицкой Лавры преподобного Сергия, недалеко от Москвы. Но сокровищница эта была гораздо богаче до 1798 года, в который ограбили ее безбожные французы. 
     Французский король Людовик XIII, когда после 24-летнего бесплодия супруги его Анны Австрийской родился у него сын Людовик XIV в 1638 году, прислал в Лорето вылитого из золота младенца, весом в 24 фунта, лежащего на подушке, поддерживаемой серебряным Ангелом, в котором весу было 30 фунтов, и кроме сего две золотые короны, усыпанные драгоценными камнями. Город Лион, когда опустошала его моровая язва (1581), пожертвовал туда кристалловую чашу, обделанную в золото и украшенную рубинами. Город Париж, в память избавления его от неприятельской осады, прислал туда же серебряный кораблик, плывущий на всех серебряных парусах, с надписью: «Fluctuat, пес mergitur», то есть «Обуревается, но не тонет». Но все эти и другие весьма многие драгоценности были расхищены французами в 1798 году и пропали навеки. А нынешние лоретские сокровища пожертвованы уже после.

      В славянском Лайбахе находится францисканский монастырь. Я ходил в церковь его и видел домик Пресвятой Богородицы, устроенный наподобие Лоретского в связи с главным алтарем»

Икона

     28 августа в день празднования Успения Пресвятой Богородицы совершается также празднование чудотворной иконы Божией Матери «Прибавление ума». Образ с таким необычным названием редко встречается в храмах, однако сейчас, когда отступление от истины становится нормой жизни, значение его особенно велико. Вот уже почти четыре столетия православные русские люди обращаются к этой иконе Божией Матери. В дореволюционной России родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, обращались к Богородице о прибавлении ума своим чадам. И ныне многие православные мамы молятся перед иконой «Прибавление ума» о просвещении своих детей.

     Но этот образ обращен к каждому человеку — потому перед ним возносят молитвы об озарении светом истины не только детей, не только верующих, но и всех людей, блуждающих на распутиях мира сего. Ведь ни один здравомыслящий человек, тем более христианин, не может сказать, что его ум вполне достаточен. Поэтому и дарован нам милостию Божией и любовию Богородицы такой образ, пред которым верующие обращаются к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Христу как Источнику премудрости и разума.
     «Прибавление ума» — простонародное, но очень точное выражение мысли о даровании Господом и Пречистой Его Матерью всякому человеку премудрости и разума, нисходящих свыше, а не от плотской земной мудрости. 
     Своим появлением образ «Прибавление ума» обязан вере русских людей в Богородицу как Ходатаицу пред Господом и Сыном Своим о даровании духовных и земных благ, среди которых самым главным почиталось озарение ума и сердца Божественной истиной. «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло,  — наставлял преподобный Антоний Великий. 
     
     История появления образа

     Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение наименования иконы:
     «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее "Прибавление ума Пресвятой Богородицы".

     Таково старинное сказание. Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы —  своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

     В начале XX века русские исследователи установили, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии и было решено, что изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери в общем сходно с нашей иконой "Прибавление ума", которая западного происхождения, только переделана на "московский манер"». Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости".

     Именно так — «Ключ мудрости» — называют в Италии нашу икону «Прибавление ума» . Но и в нашей православной традиции встречается подобное название, более того, на некоторых иконах изображают внузу иконы ключ.
     



      Лорето