Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Святыни Франции


Терновый Венец Спасителя




В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.
В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель – Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры – на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор. В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В самом центре Парижа в церкви Мадлен хранится большая из дошедших до нас частей мощей равноапостольной Марии Магдалины, а в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, 92) — равноапостольной царицы Елены. Близ Парижа, в пригороде Аржантёй хранится Хитон Христов. Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей. В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови. По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина. Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию. Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне. В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии. После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход. В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах. Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь. Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

Глава Иоанна Крестителя




В  Амьене, расположенном на севере Франции, в кафедральном соборе, хранится глава пророка Иоанна Крестителя. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.
Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, “по горячим следам”. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын – Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей. После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София




Близь Страсбурга, в городке Эшо, в церкви св. Трофима хранятся мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau,что буквально переводится как "ясеневый остров"). Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму". (завещание Ремигия, 15 марта 778 г.) С тех пор святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном "римском пути", ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих". В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями. После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены "историческим памятником", начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.

Плат Пресвятой Богородицы



Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора. Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Католический собор Божией Матери в Шартре является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название "Акрополя Франции". Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.

Святитель Николай




Небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения сюда части мощей святого из Бари в 1098г.
Здесь возникло почитание св. Николая как особенного покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершенных по молитвам к этому великому угоднику Божию. В подражание милосердию св. Николая родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти 6/19 декабря.
В 16-ом веке протестанты, отвергнув почитание святых, связали этот обычай с праздником Рождества Христова.
В конце 19-го века, в эпоху еще большего оскудения веры, родился языческий образ Деда Мороза, берущего неизвестно откуда и от кого мешок подарков.
Для нас, православных христиан, важно, что, на самом деле, корни Деда Мороза находятся именно здесь, в Сен-Николя-де-Пор, и, что сейчас, в этом месте, по-прежнему лежат чудодейственные мощи одного из самых добрых и отзывчивых святых: св. Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В конце 2002 г., по образу поклонения мощам св. Николая в Бари (Италия), в базилике св. Николая в Сен-Николя-де-Пор начались регулярные православные богослужения.

Святая Женевьева




Неисчислимы чудеса, совершавшиеся у мощей преподобной Геновефы. Среди исцеленных ею был и известный ученый-гуманист XV–XVI вв. Эразм Роттердамский, который после своего исцеления св. Женевьевой воздал ей благодарение, написав латинскими стихами “Оду св. Женевьеве”. В письме к некоему Николаю Вернеру он говорит о своем чудесном исцелении, описывая и самый крестный ход 12 января 1491 года, во время которого оно произошло.
Во время Французской революции мощи св. Геновефы сгорели. Но частицы, подаренные в свое время настоятелями аббатства различным приходам, сохранились. Они находятся в Париже, в храме “св. Стефана на Горе”. В 1803 году его настоятель извлек из-под развалин древней базилики гробницу, в которой покоилась в крипте св. Геновефа, и перенес ее в храм. И все, кто чтит православную галльскую святую, преподобную Геновефу, поднимаются на “ее гopy”, чтобы поклониться ее мощам, поставить свечку к гробнице и помолиться.
В Русской Православной Церкви память о западной поместной святой, преподобной Геновефе, постепенно стерлась. Но те из русских, кто, живя во Франции, учились в университетском Латинском квартале Парижа, узнав, что покровительница Парижа и учащихся есть православная святая V века, первые положили, точнее “обновили”, ее почитание. Они, по общему студенческому обычаю, стали ходить молиться (особенно перед экзаменами) к гробнице св. Женевьевы, “нашей св. Жинэт”, как называли ее парижские студенты.
С 1928 года в Париже существовал французский православный приход св. Женевьевы, состоявший главным образом из русской молодежи, почитавшей преподобную. В древнем Латинском квартале на самой “Горе св. Женевьевы”, был в 1935 году открыт храм в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радости”. Здесь же находилось древнее аббатство св. Женевьевы, в двух шагах в католическом храме “св. Стефана на Горе” (Saint-Etienne-du-Mont) находятся каменная гробница преподобной Геновефы и частицы ее мощей. Основатели прихода справедливо полагали, что одним из путей взаимного ознакомления восточного и западного миров является почитание православными русскими людьми западных святых, чтимых одновременно и Православною Церковью, а к таким святым принадлежит и преподобная Женевьева. Почитание св. Геновефы являлось таким образом для западного мира живым доказательством подлинной кафоличности Православия. Храм, освященный в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радости”, стал в общежитии широко известен под именем храма св. Женевьевы. Не случайно он был основан на “Горе св. Женевьевы” – в самом центре многоязычного Латинского, университетского, квартала Парижа.

Святая Мария Магдалина


В самом центре Парижа в церкви Мадлен хранится большая из дошедших до нас частей мощей равноапостольной Марии Магдалины.


Равноапостольная царица Елена.




 В церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, 92) — хранятся мощи равноапостольной царицы Елены.

Иверская-Парижская икона Божьей Матери



В Париже находится также, святыня связанная непосредственно с русской православной диаспорой.
В 1930 году один из эмигрантов-москвичей А.Н. Павлов, проходя по улицам Парижа, в одном из антикварных магазинов на ул. Сент-Оноре, через витрину увидел верхнюю часть большой иконы, загроможденной другими предметами. Была видна только корона и голова по плечи Божией Матери. Он сразу узнал Иверскую икону, так как в прошлом много раз приходил в Иверскую часовню и молился перед чудотворным образом. В начале у него появилось горькое чувство: вот еще одна святыня – невольный свидетель бесчинств происходящих в России, – так как он думал, что икона попала в Париж после гражданской войны.
Но то, что он узнал, оказалось гораздо более удивительным.
В магазине ему сказали, что икона была вывезена из Москвы во Францию в 1812 году наполеоновским офицером, и что теперь его потомки ее хотят продать.
Вся русская эмиграция взволновалась. Не только Павлов, но и все москвичи в этом образе Божией Матери узнавали "ту самую", которая пребывала в Иверской часовне. На самом деле они видели список, сделанный в 1758 г., во всем подобный второму списку 1852 г. Но от этого все становилось еще более удивительным.
Промыслом Божиим, икона пребывала в безвестности 120 лет, как бы повторяя свою судьбу: в десятом веке, после иконоборческой смуты, когда около 200 лет не было ничего известно об ее судьбе, она чудесным образом была обретена на Афоне.
В XVII-м веке этот образ, прибыв в Москву, тоже занял место при "вратах", на этот раз Москвы, и именно там стал особенно почитаться .
Наконец, в ХХ веке, после революционных бурь и страшной Гражданской войны, Промыслом Божиим этот образ оказывается в Париже, главном центре русской эмиграции. С одной стороны, это было время страшной нужды и изнуряющей бедности. С другой стороны, эмиграция раздиралась противоречивыми оценками и анализами происшедшего и происходящего на Родине.
Необходимо сказать, что 1930-31 гг. нужно считать годами в основе изменившими церковную жизнь послереволюционной русской эмиграции, годами "парижской схизмы". Русская Церковь, точнее приходы, основанные русскими за границей, оказались разделенными на три, как говорят "юрисдикции", не общающиеся друг с другом, считавшие друг друга "предателями истинной Церкви, раскольниками".
Многие надеялись, что обретенная святыня примирит расколовшиеся православные приходы и соединит их чудесным образом с Россией. Так, митр. Евлогий в проповеди по окончании молебна по случаю обретения сказал: «Пусть этот образ Владычицы послужит нам символом единства и откроет нам двери в многострадальную Родину». С большим трудом, русские православные христиане отдавая последние сбережения выкупили святыню.
Ныне икона находится в русском Храме Трех Святителей на улице rue Pétel 5.
До начала 60-х годов после каждой литургии неуклонно совершался молебен перед иконой. Эмиграция угасала, и новое поколение, родившееся во Франции, уже не так живо воспринимало историю обретения, да и саму икону. Молебны служить перестали. Помощь пришла, откуда ее совсем не ждали. В 1975 году на Трехсвятительское Подворье был прислан иеромонах, ныне архимандрит, Георгий (Вострель), австриец по происхождению, для помощи состарившимся священникам в осуществлении ежедневного богослужения. Именно он стал восстановителем литургического почитания святого Образа. С 1984 года каждую среду вечером, только в этом месте Парижа, православные христиане самых разных национальностей поют акафист перед чудотворным образом. Вот еще одно чудо, свидетелями которого мы все становимся. Являя собой незримую связь оплотов Православия: Афона и Москвы, – этот образ, в ХХ веке, стал вратами Православной Церкви в столице современной цивилизации и культуры Париже.

 Сколько православных приезжает во Францию – и только немногие знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля. Ведь и ее, как и нашу святую Русь, Господь, “по естеству благий и безстрастный”, по-прежнему любит и желает всем проживающим и приезжающим туда “спастися, и в разум истины приити”.