Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Наиболее представительными христианскими конфессиями в Иордании являются греко-православные, католики (латиняне) и греко-католики  (мелькиты).
ПРАВОСЛАВНЫЕ
Православные Иордании - по-арабски "рум-ортодокс", то есть греко-православные - принадлежат к Иерусалимской православной церкви с центром в Иерусалиме. Она является автокефальной, т.е. самоуправляющейся, богослужение совершается как на арабском, так и на греческом языках. В храмах в отличие от Русской православной церкви имеются скамьи, на которых многие прихожане сидят во время службы. Среди высшего православного духовенства в Иордании преобладают греки.
Православная церковь имеет наибольшее число храмов среди других церквей. Самый большой собор в Аммане и в целом в стране - Церковь вхождения Христа в Храм (расположен в элитном столичном районе Сувейфия) также принадлежит православным. На его торжественное освящение в 1992-м году приезжал Е.С. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. По соседству с собором - амманская резиденция Иерусалимского патриарха, также возведенная в начале 1990-х годов по почину покойного ныне патриарха Диодора.
В королевстве создано Православное благотворительное общество, которое помимо деятельности, непосредственно вытекающей из названия, играет роль своего рода общественной организации, объединяющей православных мирян. Ее глава – доктор Рауф Абу Джабер.
КАТОЛИКИ
Почти половина христиан в Иордании сегодня принадлежит к римской католической церкви. В Аммане действует не менее десяти католических церквей, в 2003 г. состоялось открытие внушительного по размерам  католического храма с приданным ему культурным центром.
Первый католический храм построили в Аммане в 1933 г. в Нижнем городе. Главным собором иорданских католиков сегодня является Церковь  Св.Марии из Назарета (в столичном районе Свейфия). Иорданский викариат возглавляет Епископ Амманский Салим Сайег.
Появление последователей римско-католической церкви в Иордании связано с активной деятельностью миссионеров в Заиорданьи во второй поло вине XIX века. В частности, известно, что именно таким путем в 1870-х гг. удалось обратить в католичество практически весь поселок Румеймин в 15 километрах к северо-востоку от Салта. Из 150 жителей поселка лишь одна семья сохранила приверженность православию. Греко-православный храм был в 1898 г. заменен на католический, освященный в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. В Аджлуне (провинция на севере Иордании) из 5 тысяч христиан, традиционно исповедовавших православие, к началу XX века около 30% стали приверженцами католицизма (на сегодняшний день эта пропорция сохраняется, хотя христианская община сократилась почти до одной тысячи человек).
На территории  Иордании активно действует принадлежащий монашескому ордену францисканцев религиозный научно-исследовательский центр "Студиум Библиканум Францисканум", который в основном занимается археологическими изысканиями в рамках изучения библейской истории.
УНИАТЫ
Греко-католическая или мельхитская церковь (на арабском "рум-катулик") была образована в XVIII в., когда часть православных верующих, отделившихся от Восточных патриархатов уже после "Великого раскола" 1054 г., оформила отделение от греко-православной церкви избранием в 1724 г. собственного патриарха в связи со смертью Антиохийского православного патриарха и признала верховенство  папы. Иорданские мелькиты ("мелькиты" дословно означает "люди царя", т.е. лояльные монарху ), число которых составляет около 30 тыс. человек, подчинены греко-католическому патриарху Антиохии, Иерусалима и Александрии Григорию III (его резиденция в Дамаске) и епархиально образуют архиепископство Петры и Филадельфии, которое в настоящее время возглавляет епископ Джордж аль-Мурр. Последователи этой церкви - арабы, богослужение ведется на арабском языке. Первоначально мельхитами их идеологические оппоненты монофизиты называли всех христиан, подчинившихся решениям Вселенского Халкидонского собора (451 г.), на котором были осуждены монофизитство и несторианство. При разделении Вселенской церкви на Восточную и Западную (1054 г.)  Мельхитами стали именовать приверженцев православия, сохранивших самостоятельность от основной Восточной церкви, хотя и продолжавших формально подчиняться Константинопольскому патриарху. Примечательно, что на том этапе Ватикан считал их раскольниками. В 1683 г. епископ Тира и Сайды (Ливан) Ефимий Сейфи  "поставил точку" в делегировании  лояльности православным, однако оформления полной самостоятельности  новой, по сути, церкви дело не довел. После избрания собственного патриарха новая церковь признала верховенство Рима, заключив с папой унию. С этих пор слово "мельхиты" стали применять исключительно к униатам. Примечательно, что, несмотря на союз с латинянами, греко-католики сохраняют византийский обряд.
Последователями сиро-католической (сириякской) церкви являются переселенцы в Иорданию из южной Турции и из Сирии, где во втором по величине городе Алеппо эта церковь сформировалась в начале XVII в. Правительство Османской империи, куда входили Сирия и Иордания до 1917 г., признало эту церковь на своей территории лишь в 1662 г. В марте 2003 г. в Иорданию приезжал патриарх сиро-католиков Игнатий Бутрус VIII, который принял участие в хиротонии иорданского епископа церкви Григория Мальки.
Другие униатские церкви - армяно-католическая и коптско-католическая - представлены лишь несколькими десятками последователей. Причем армяне-католики (осталось всего десять семей) не имеют своего храма и окормляются у местного армяно-григорианского епископа в единственной в королевстве армянской церкви.
Из-за гражданской войны в Ливане некоторые ливанские христиане передались в более спокойную Иорданию. Так здесь появились марониты, еще одни представители униатского лагеря. Маронитская церковь стоит особняком среди восточного христианства: с одной стороны по своей догматике они приверженцы монофелитства, с другой - с 1736 г. находятся в союзе с римской католической церковью. В культе и обрядах маронитов немало обычаев из раннехристианской эпохи. Глава маронитской церкви избирается коллегией маронитских епископов и утверждается Ватиканом. Иорданских маронитов, по данным патриарха Антиохии и всего Востока  Насраллы  Бутруса  Сфейра (резиденция в Ливане), - около 150 семей, маронитский священник в Аммане Джордж Шихан называет цифру 1500 человек. В 1998 г. маронитам выделен участок земли в районе Умм Кундум (по дороге в международный аэропорт) для строительства церкви.
Название происходит от имени сирийского аскета Марона, проживавшего близ города Алеппо, Основанный также неподалеку от этих мест монастырь Св.Марона стал центром монофелитства (по мнению самих маронитов, "исконного правоверия"), которые стали называть себя его последователями. Религиозное противостояние с монофизитами, яковитами и православными привело к миграции части  маронитов в горы Ливана, где благодаря их проповедям местные жители переняли именно это учение. Первым патриархом  маронитской церкви считается Йоханна Марун (ум. в 707 г.) Во время крестовых подов марониты оказались на стороне европейцев, которые были недругами и маронитских врагов  православных и яковитов. Вильгельм Тирский упоминает в своих хрониках, что в 1182 г. марониты  заключили союз с Римом. Однако эти договоренности не были прочными, понадобилось еще 550 лет, чтобы уния с Ватиканом стала окончательной. При этом обряды маронитов сохраняют многие черты, присущие яковитской и несторианской конфессиям, а священники имеют право вступать в брак.
ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ
В армянской общине преобладают последователи армяно-григорианской церкви, основанной католикосом Григорием Просветителем в VI в. Большая часть григориан - потомки выходцев из южной Турции, бежавших в арабские страны от преследований турецких экстремистов. В амман¬ском районе Ашрафийя, где раньше компактно проживали армяне, стоит армянская церковь Св.Тадэоса (слав. Фаддея).
Все большее распространение получают различные протестантские конфессии. Открытость Иордании внешнему миру, значительное число браков с гражданами стран Европы и Северной Америки позволили обеспечить прихожанами целый ряд церквей, действующих сегодня в Аммане:
-  Коптская церковь в Аммане
- Англиканская церковь;
- Германоязычная евангелистская церковь;
- Свободная евангелистская церковь;
- Назаретская церковь;
- Церковь Иисуса Христа Святых судного дня;
- Свидетели Иеговы; 
-  Евангелисты
-  Баптистская церковь и ряд других.
Число коптов, несториан и яковитов, являющихся последователями раннеехристианских монофизитских  верований, крайне незначительно - это в основном проживающие в королевстве выходцы из Египта, Палестины, Сирии и Ирака.