Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Амальфи - самый древний город из  четырех Морских Республик. Несмотря на маленькую территорию среди непроходимых гор Латтари, этот средневековый город удержал первенство во многих сферах. Одна из них - это изготовление бумаги.
Изобретение бумаги стало основным моментом в человеческом развитии. Согласно одной легенде бумага была изобретена в Китае в 105 году до Р.Х.  Министр Цай Лунь находился там на берегу пруда, рядом с женщиной, полоскающей в воде старое белье. Белье отжималось, встряхивалось, а затем обтрепывалось. Маленькие волокна плавали на поверхности воды и собирались в небольшой бухте у ног министра Цай Лунь. После недолгого времени на поверхности воды образовалась пленка из маленьких волокон. Цай Лунь понаблюдал за происходящим, осторожно собрал волокна и положил их сушиться на траве. Пленка высохла и превратилась в мягкий белый лист, достаточно прочный. Тогда министра освятила мысль: на этом листе можно было писать.
Искусство создавать бумагу распространилось достаточно быстро на востоке и на западе. Через Корею оно дошло до Японии. Через Аравию пришло к средиземноморским народам.
Для изготовления бумаги изначальным материалом служило дерево тутовника. Затем дерево сменилось лохмотьями тканей. У каждого бумажника был свой процесс приготовления, свои формулы, свои секреты. Семья бумажника тоже участвовала в работе. Процесс обработки и необходимые инструменты остались теми же, что изобрели китайцы. Было настолько просто изготавливать листы бумаги, что зачастую литераторы и писцы сами занимались этим.
Заслуга в первых шагах, так называемого, фабричного изготовления бумаги принадлежит итальянскому населению Средневекового периода. Для того, чтобы снизить расходы, многие ручные операции были механизированы, даже если машины в те времена были элементарные. Амальфитанцы, благодаря постоянной и богатой  коммерческой деятельности, приобрели у арабов технику изготовления бумаги. Бумага называлась "бамбаджина" (Charta Bambagina), слово, образовавшееся от арабского города Бамбис, ныне Мамбидиш. По другим же сведениям бумага называлась "бамбаджа", от названия хлопка. Возможно, в Средневековье, на амальфитанские галеры привозили товары из Святой Земли. Сюда же и прибыли ремесленники, называемые "Magistri in arte cartarum", которые и внедрили бумажное искусство на Амальфитанское побережье.
Не существет официальных документов, подтверждающих в каком году были созданы первые бумажные фабрики в Амальфи. Можно лишь предполагать, что это было где-то в середине XII века. Существует одно точное сведение, что в 1231 году король Фридрих II издал декрет (decreatale) , в котором запрещалось нотариусам курии городов Неаполя, Сорренто и Амальфи писать акты на бумаге "бамбаджина", приказал писать на пергаменте. Многие авторитетные историки утверждают, что Амальфи был первым городом, где было введено промышленное изготовление бумаги. Среди них историк Маттео Камера. В книге "Истории города Амальфи и Амальфитанского побережья" (1836) он пишет:"Нет сомнений, что изготовление папирусов и бумаги "банбаджина" было введено в Амальфи в XIII веке". Долгое время оно являлось одним из главных промышленных процессов города. "
В Амальфи за короткое время было построено большое количество бумажных фабрик. Качество этой бумаги сделало город известным во всем мире. Большая часть фабрик была построена в промежутке между концом XII и началом XIII века вдоль Долины Мельниц (Валле дей Муллини). Фабрики заменили мельницы, на которых производились макаронные изделия.
Эта поразительная тенистая долина проходит через горный поток Каннетто, тянущийся с гор Латтари и текущий через центр города Амальфи. Долина богата скалами, буками, каменными дубами, липами, соснами, ольхами и многочисленными каскадами серебристой воды. Эту картину можно наблюдать, проходя по тропинке, ведущей к старинной фабрике. В таком природном запасе особый микроклимат благоприятствовал выращиванию очень редкого растения под названием Вудвардия укореняюшаяся Woodwardia radicans из вида папортниковидных гигантских  третичного периода. Растение было обнаружено в 1710 году ботаником Микели. Долина Мельниц описана у писателя Генри Лонгфелло. Ее изображали художники разных времен. Прекрасную акварель амальфитанского художника Пьетро Скоппетта можно увидеть в музее Каподимонте города Неаполя. Писатель Карл Фридрих так описывает долину в первые годы XIX века:"Водопровод проходит под гротом, вырытым в скале или тянется вдоль его стен. Русла рек часто покрыты широкими шпалерами для винограда. В глубине долины находится фабрика высотой в несколько этажей, где и производят бумагу". Вода горного потока Каннето стекала в серию подземных каналов, следовала в разных направления, доходила до фабрик и приводила в действие оборудование по производству бумаги.
Кадастр Королевства Неаполя ("Катасто Ончарио") точно и достоверно свидетельствует о том, что в XVIII веке в центре города Амальфи были приведены в действие 11 фабрик и в общей сумме 83 каменне ванные ("Пиле"), в которых находились лохмотья для изготовления бумаги. Некоторые фабрики были комплексные, большие и включали в себя помещения ("спандитури"), снабженные широкими окнами о многочиленными щелями. Внутри этих помещений располагалась бумага в длинные ряды для сушки. Другие же фабрики были маленьких размеров.
Для изготовления бумаги лохмотьями могли служить только натуральные ткани, такие как: лен, хлопок, пенька, джут. Ткани животного происхождения, а также шелк не подходили для этого процесса, так как их волокна были слишком жесткие. Лохмотья стирались и отбеливались. Затем помещались в большие каменные ванны, отбивались и перетирались деревянным молотом, приведенным в движение водяным колесом. Таким образом все замешивание вынималось с ванн деревянным черпаком, помещалось в чан, облицованный керамикой, и разбавлялось водой. Высота чанов была такова, что позволяла мастеру спокойно работать стоя. Рабочий опускал раму с дном из плотной сети, собирал достаточное количество массы и выкладывал ее на сито ("форма"). После того как вся вода стекала, на сите образовывался тонкий слой пасты ("фольо"). Этот слой помещался на фетр ("пониторе") и накрывался другим фетром. Таким же образом один на другой в многочисленные ряды выкладывались и другие слои образовавшейся пасты. Затем слои спрессовывались, отжимая оставшуюся воду. После спрессовывания образовавшиеся листы снимались с фетра и складывались в стопку ("поста") один на другой. Затем ванны с листами переносились в помещения "спандитои", где они сушились воздухом. Листы тщательно отбирались, опускались в желатиновую воду животного происхождения и сглаживались вручную.  Это описание является характеристикой амальфитанской бумаги, выполненной вручную.


 с периода XIV, а может быть и с середины XIII века. Чтобы спасти бумажную