Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Краткая история храма Гроба Господня

Паломничество в Иерусалим: даты и программы поездок

Для представителей трех монотеистических религий Иерусалим является святым городом. Для иудаизма и христианства Иерусалим – это город мира, это центр мироздания. Представители ветхозаветной церкви веруют, что именно в центре гора Мория смыкаются три мира – небесный, земной и преисподней. В основании горы положен краеугольный камень мироздания.

Для последователей Христа центром вселенной является место крестных страданий и воскресения Сына Божьего. Именно это место вне городской черты древнего Иерусалима и стало местом, которое до сих пор привлекает сюда многочисленные толпы паломников и туристов со всего земного шара. В современном Храме Гроба Господня особо выделен омфалос – метафизический пуп земли, свидетельствующий, что жизнь Духа зарождается именно здесь.
Летопись создания храма Гроба Господня можно проследить согласно вехам истории Иерусалимской церкви. Известно, что до 135 года, до того времени, пока Иерусалим не был превращен римским императором Адрианом в римскую колонию, представители юной христовой церкви приходили на это святое для них место - место воскресения Христова, молились и вспоминали Своего Учителя.

В период со 135 года и до 326 – почти два столетия – не существовало на Земле города с названием Иерусалим. Этот священный город жил в сердцах  верующих христиан и рассеянных по всему миру иудеев. Император-романтик Элий Публий Троян Адриан «распахал» Иерусалим, проехав в колеснице, запряженной черным буйволом и белой буйволицей, одетый в белоснежную тогу, по периметру иерусалимских стен. На обновившемся пространстве был возведен новый город с названием Элия Капитолина. Он должен был увековечить память о самом императоре и память о защитниках его земного царства – о Капитолийской троице – Венере, Юпитере  и Миневре. Место крестных страданий и воскресения было скрыто под каменными глыбами храма в честь языческих богов.
Время шло,  унося печали, принося радости. В 313 году равноапостольный император Константин Великий, одержав победу над своим противником и претендентом на власть в Римской империи  Максенцием, подписывает в Милане эдикт о свободе вероисповедания. Этим он полагает конец гонению на христиан. Константину помогло послушание и вера. Перед началом сражения император удостоился ведения Креста на небе, рядом с которым было начертано «Сим победиши». По приказу императора каждый воин перед наступлением нарисовал на своем щите образ креста.

По окончании Никейского Собора, проходившего в 325 году, созванного Константином, и утвердившем Символ Веры, в 326 году в Палестину, в Элию Капитолину приезжает равноапостольная царица Елена – мать императора Константина с целью отыскать величайшую христианскую святыню, послужившую причиной упрочения и объединения империи. Елена отыскивает Крест. Эта находка явилась торжеством и утверждением новой религии. В  поисках помогал  иерусалимской епископ Макарий I. Заручившись согласием императора и церковных иерархов, епископ Макарий I и  императрица очищают храм  Адриана от идолов языческих богов. На месте срытого римского храма сирийские архитекторы Зиновий и Ефстафий по заказу императора Константина начинают строительство нового Храма. По свидетельству Евсевия Памфила, написавшего летопись жизни императора, епископом Макарием I были получены указания не жалеть ни средств, ни чувств для построения Базилики.
В течение девяти лет продолжается обновление Храма в Иерусалиме. Под массивными камнями пьедестала Венеры открылась пещера, стены которой явились свидетелями Воскресения Спасителя мира.

По свидетельству паломников, посещавших святой город, новая церковь, состояла из трех частей – Анастазис (ротонда), Сад Иосифа Аримафейского (открытый двор, включающий в себя также и Голгофу) и базилика из пяти нефов (Мартириум). Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова совпало с происхождением 1 Тирского Собора и тридцатилетием  царствования  равноапостольного Константина Великого.  Храм в Иерусалиме был освящен императора 13-го сентября 335 года. В освящении Храма принимали  участие иерархи христианской церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Египта, Палестины. На освящение Храма были приглашены и отцы Тирского Собора. В церковной истории этот праздник получил название  Воскресение словущее" - указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения. В этот же день был торжественно освящен сам город Иерусалим с возвращением своего древнейшего имени.

Но  все же особое почтение во вновь освященном Храме отводилось пределу обретения Животворящего креста Господня. Поэтому первым паломникам весь комплекс был известен как церковь Святого Креста или Голгофы. Это было связано с тем, что император Константин уделял этой святыне особое внимание. Существовал даже особый обряд поклонения Святому Древу. Об этом свидетельствует и Сильвия Актавитанка, посещавшая Святую Землю в 383 году.

В 614 году персы - огнепоклонники опустошили Святую Землю. 90 тысяч монахов, населявших пустыню Святого града, было физически уничтожено. Храм Гроба Господня был принесен в жертву огню. Животворящее Древо Крестное было унесено в плен. Победа была недолгой. Уже в 616-626 годах, монах киновии преподобного Феодосия - Модест, за отсутствием в Иерусалиме официального патриарха (патриарх Захария был уведен в плен персами), взял на себя ответственность отстроить Храм Гроба, который состоял из церкви Воскресения (Анастазис), церкви Святого креста (Мартириум) и церкви Голгофского холма. Император Ираклий, овладев Палестиной в 629 году, и возвратив плененный Крест,  назначил инициативного иеромонаха Модеста патриархом Иерусалимским.

В 746 году сильное землетрясение причинило значительные разрушения храму, бедная христианская община, находящаяся под тяжелым гнетом мусульманских налогов не находила достаточно средств на проведение необходимых ремонтных работ. Во время халифа аль-Мамуна (813-833), после очередного землетрясения, повредившего церковь, патриарх Фома расширил купол Анастазиса, употребив на строительство кедровый лес, присланный с Кипра в дар от императора Карла Великого (769-814). С 800 года Карл официально становится патроном Палестины и получает в качестве почетной привилегии ключи от Храма Гроба Господня и знамя Иерусалима.
В 935 году мусульмане заняли южную часть атриума перед Константиновой базиликой под предлогом, что халиф Омар молился в этом месте и построили в 1216 году небольшую мечеть, почти перекрывшую доступ к Базилике (в 1417 году был пристроен минарет). Это было сделано вопреки декретам самого Омара.

Церковь вновь подвергалась нападениям и разрушениям погромщиков в 936 и 969 годах, но самое катастрофическое разрушение постигло ее при халифе аль-Хакиме в 1009 году.

Халиф аль-Хаким би-Амриллах (996-1021) в 1008 году запретил на улицах Иерусалима Крестные шествия. Ненависть к величайшему христианскому чуду - Чуду Схождения Благодатного Огня в Великую Субботу и нечеловеческая озлобленность к христианской радости привели к тому, что в 1009 году халиф аль-Хаким би-Амриллах приказал полностью разрушить Храм Гроба. И только груда развалин и щебня, образовавшаяся от падения громадных стен и потолка, помешала фанатикам достигнуть фундамента Базилики. Вассалы аль-Хакима безжалостно крушили Храм, грабили имущество, уносили с собой священные сосуды из благородных металлов. В течение трех лет страдала христианская святыня, защищаемая христианами.

В 1012 году безумие аль-Хакима остыло, и,  прислушиваясь к уговорам своей матери-христианки, которая носила имя Мария,  он прекратил вандализм.
Все преследования были прекращены, и византийским священникам было разрешено начать реставрацию  храма. В итоге, психическая болезнь этого человека привела к тому, что в 1020 году халиф провозгласил себя конечным воплощением божества, и таинственно исчез, – предполагают, был убит заговорщиками. Восстановление храма началось в 1031 году, при императоре Романе, но только что отстроенное здание было вновь разрушено землетрясением 1033 года. В 1048 году император Константин IX Мономах (1042-1055) - ( дедушка Владимира Мономаха) вновь отстраивает храм. Именно император Константин IX  облагораживает, делая его более компактным и приемлемым для восприятия Евангельских событий. Появляются новые апсиды, связанные с участниками  последних дней жизни Иисуса Христа. Впоследствии, крестоносцы разовьют эту идею. Но территория Базилики Константина теперь уменьшилась более чем в два раза. Теперь Храм состоял лишь из церкви Воскресения или Ротонды и атриума. Регулярные литургии для местных христиан совершались с противоположной,  западной стороны Кувуклии. Здесь у ее стены был установлен еще один престол. Позже, сохранившие его крестоносцы, сделали над ним деревянный навес  и назвали «Голова могилы». В настоящее время это место закреплено за коптами – монахами древней восточной церкви.

В 1099 году  15 июля в Святой город входят крестоносцы. В послании, которое отправил Годфрид Бульонский папе Римскому Пасхалию II содержится рассказ о битве за Храмовую гору. Вот, что пишет Годфрид: «И если желаете Вы узнать, что сталось с врагами, которые там были, то знайте, что в Соломоновой галерее и у его храма скакали наши лошади в крови сарацинов по самые стремена,  и кровь врагов доходила нашим людям до щиколоток». Рыцари-освободители Святыни не щадили никого…

Крестоносцы не были удовлетворены реставрацией Храма Гроба Константином Мономахом, и сразу приступили к перестройке здания. Их Храм был отстроен заново и торжественно освящен 15 июля 1149 года, по случаю пятидесятилетия провозглашения Иерусалимского королевства, столицей которого был объявлен Иерусалим. Над базиликой Константина они воздвигли монастырь монахов ордена августинцев, место проживания каноников, ответственных за содержание храма, остатки которого по сей день можно видеть во дворе эфиопского монастыря. К северу от ротонды в 1115 году патриархом Арнольфом была построена новая Латинская Патриархия. Впоследствии Салах ад-Дин разместил там мусульманских суфиев, которые превратили здание в мечеть, называемую эль-Ханака (обитель дервишей).
Перед входом в храм был построен атриум – мощеный двор, который является потолком подземного водохранилища. Его внешний вид почти не изменился с 1172 года, когда было завершено строительство колокольни. Мощение XII века и остатки семи колонн сохранились и сегодня. Сами столбы колонн, кроме оснований, были сняты в 1244 году хорезмскими татарами и посланы в Мекку как дар. Западный столб, встроенный в стену и имеющий капитель – корзину, сохранился почти целиком.
3 октября 1187 года, одержав победу над крестоносцами и вступив в Иерусалим, Салах ад-Дин на три дня закрыл храм, затем приказал сбросить колокола с башни, заложить проход одной из дверей и обложить всех посетителей храма податью.

Спустя некоторое время, вражда между христианами и мусульманами стала ослабевать, а жизнь начала входить в свое нормальное русло. В 1191 году Константинопольский император Исаак Ангел (1185-1195) попросил Салах ад-Дина восстановить византийское духовенство в Иерусалиме.  2-го ноября 1192 года английский король Ричард Львиное сердце (1157-1199) в мирном договоре потребовал от  Салах ад-Дина свободный доступ к святым местам для всех пилигримов. В результате начался новый поток паломников, среди которых были и члены свиты самого Ричарда. Одну из групп пилигримов возглавил Губер Уолтер, епископ Сейлсберийский. Салах ад-Дин принял епископа довольно радушно и предложил принять от него чего-нибудь в дар. Тогда епископ попросил, чтобы двум латинским священникам и двум диаконам было разрешено проводить службы в Храме Гроба, но двери храма открывались только по большим праздникам или по просьбе пилигримов после уплаты ими высокой денежной пошлины.

В 1636 году Венецианская республика через своего посла Пиетро Фоскарини купила у турецкого правителя капеллу франков (Spasm) и передала ее францисканцам. До этого Иерусалимский паша использовал этот древний проход на Голгофу как голубятню. Но кто бы,  что не приобретал, мусульмане сохраняли полный контроль над всем храмом, и никто не мог переступить его порог, не уплатив им довольно высокий денежный взнос. В 1832 году Де Герамб видел, как турки у дверей храма до крови избивали тех, кто хотел войти в храм, не уплатив положенной таксы. Этот пережиток уплаты персональной пошлины за вход пилигримами был отменен только после овладения Палестины в 1834 году, султаном Египта Мухаммедом Али и его сыном Ибрагимом-пашой (1832-1840). Но,  тем не менее,  право ключей было сохранено за мусульманами.

Впервые ключи от Храма Гроба были вручены на хранение мусульманской семье халифом Омаром в 638 году. Второй раз эту практику восстановил Салах ад-Дин. В 1246 году султан Айюб навечно передал ключи от храма мусульманской семье Нусейбе. И до сих пор потомок Нусейбе -  Ваджих совершает ритуал открытия и закрытия дверей. Это право было затем утверждено турками, как твердое и постоянное. Хранители ключей относятся к своей обязанности как к почетному благородному праву. Такое положение многим христианам представляется унизительным, но некоторые видят в нем Божественную Волю.

В 1625-1637 годах обостряется ситуация за право владения Храмом Гроба Господня. В предыдущие годы в Иерусалим прибывали представители различных христианских конфессий. Много было монахов – последователей древних Восточных церквей. Святыней владели церкви, которые не приняли постановлений IV Вселенского Халкидонского Собора  451 года. Налог, который возлагался на церковь, они выплачивали исправно. Сильной Патриархией в этот исторический период являлась  так же и  Грузинская. «Высокая Порта» не особо старалась выяснять, чье есть чье - кто платил, тот и владел. И только в 1638 году греки получили официальное признание своих прав. Францисканцы были восстановлены в правах султаном Сулейманом Вторым (1687-1691). Назревала реальная необходимость закрепить территории Святых мест за определенными конфессиями. Но межконфессиональные споры продолжались еще два столетия, влекущие за собой международные конфликты. Считают, что одной из основных причин начала Крымской войны послужила пропажа Вифлеемской звезды из Базилики Рождества. Исходом войны послужило узаконенное закрепление Святых Мест Палестины за конкретной, определенной христианской конфессией. Такое положение получило название СТАТУС-КВО Святых Мест. В 1852 году указом оттоманского султана Абдул Меджида был установлен существующий порядок владения церквями и их имуществом.

При английском мандате сохраняется статус-кво, но привратники больше не подчинялись турецким султанам, потерявшим свою власть над Палестиной, а подчиняются с тех пор главному настоятелю от трех христианских общин: Армянской, Греческой и Латинской.

Со времен крестоносцев Храм  Гроба Господня остался, практически, без изменений, но значительно утратил свой прежний блеск и величие. В результате долгих лет запустения при мусульманском господстве, отсутствия взаимопонимания между отдельными хозяевами разных частей храма относительно единства стиля, в настоящее время Храм, по отзывам паломников и туристов, выглядит убого.

1 октября 1808 года пожар в храме уничтожил купол и нанес значительные повреждения, чудом не пострадала лишь Кувуклия. Россия оказалась единственным государством, откликнувшимся на эту беду. Она заплатила 2,5 миллиона рублей за право ремонта и 1,5 миллиона за сам ремонт. Но реставрационные работы были поручены греческому архитектору. Ему помогал российский архитектор, автор проекта Троицкого Собора Мартин Эпингер. Согласно их художественному вкусу и было отреставрировано здание церкви. Католики же тогда практически не участвовали в восстановлении своей Святыни, они в это  время были всецело поглощены Наполеоновскими войнами. Францисканцы, обратившиеся за помощью к Бонапарту, получили от него мизерную милостыню.  На эти деньги была восстановлена Кувуклия. В ходе реставрации, помещение Кафоликона было со всех сторон закрыто сплошными стенами, что препятствовало естественному освещению храма, придавая ему мрачный вид. Заложены окна.

В настоящее время Храм Гроба Господня принадлежит одновременно шести христианским конфессиям:  это православные греки, латиняне-францисканцы, армяне, сиро-яковиты, копты и монахи эфиопской церкви, но “юридические владельцы” мусульмане, отвечающие за двери и ключи.
Сильное землетрясение 1927 года, в очередной раз причинило значительный ущерб зданию Храма. Но попытку немедленного ремонта Храма отложили из-за необходимости проведения комплексного научного анализа Церкви. Вывод, который был сделан, звучал как приговор: Храму грозит полное разрушение. В 1949 году ведущий  католический архитектор Иерусалима Джованни Барлуцци предоставил проект нового плана Храма Гроба Господня, который должен был быть возведен на месте снесенного древнего  Храма времен крестоносцев. Единодушную реакцию на этот проект греков и армян можно охарактеризовать, как синтез крайнего возмущения и саркастической насмешки.

В 1954 году греки, католики и армяне подписали совместное соглашение о ремонте, который должен был проводиться на средства, собранные от христиан всего мира. В 1961 году работы начались и к 1966 году закончились отделкой куполов в православном Кафоликоне и Ротонде. В настоящее время ремонт в Храме Гроба Господня полностью завершен. Необычный интерьер Церкви Гроба Господня напоминает странный симметричный лабиринт, вобравший в себя эклектику различных архитектурных стилей и вкусов. По мнению современных историков, этот Храм можно назвать самым необычным и интригующим в мире.
В конце 19 века Русская Православная Церковь получила Иерусалимских Патриархов благословение  совершать богослужения на Голгофе. Это нашло отражение в воспоминаниях и дневниках паломников того времени.  Иван Павлович Ювачев – духовный русский писатель (отец Даниила Хармса!) посещавший Палестину в 1905 году, пишет, о том, как торжественно тогда проходила служба. Так церковь на Голгофе запомнилась российским христианам, как русская церковь.

Автор: Ирина Миркина