Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

История Оружейной палаты

    
    На месте первой кремлевской крепости, у Боровицких ворот, находится один из самых известных и значимых музеев российского декоративного и прикладного искусства, привлекающий туристов со всего мира - Оружейная палата Московского Кремля. Согласно Далю  слово "палата"  в данном случае означает присутственное место, помещение, где хранятся древние артефакты, оружие, ценности. Музей Оружейная палата  является главным хранителем древнейших сокровищ страны.

    История Оружейной палаты тесно связана с развитием государства российского. В 1339 году московский князь Иван Калита издал духовную грамоту, в которой говорится о ценностях: церковной утвари, посуде из ценных металлов, украшениях, дорогих тканях, оружии, золоте и серебре. Наличие сокровищ требовало места для их хранения. 

    Спустя столетие количество ценностей значительно увеличилось.  В конце XV века в Москве работало большое количество мастеров прикладных искусств, создававших прекрасные произведения. Успехи дипломатии привели к добрым взаимоотношениям с соседями, и многочисленные иноземные послы дарили московским князьям дорогие дары: среди них была конская упряжь, посуда, оружие, драгоценности. Во времена правления Ивана III казна увеличилась так, что к 1485 году на территории Кремля между Архангельским и Благовещенским соборами построили каменное здание - Казенный двор - в два этажа с большим подвалом. При Казенном дворе работали мастера, многие из них занимались изготовлением оружия, часть которого впоследствии хранилась в государственной сокровищнице и дала название Оружейной палате. 

    В летописях первое упоминание об Оружейной палате датируется 1547 годом, когда казна сгорела вместе с ценностями, которые в ней хранилось. В XVII веке московская Оружейная палата переживает расцвет. Здесь трудятся искуснейшие оружейники того времени, имена которых помнят до сих пор: Никита Давыдов, Первуша Исаев, Василий Титов. Никита Давыдов, проработавший около полувека старшим мастером, по праву считается отцом русского оружейного дела. 

    Изделия были не только совершенными с точки зрения мастерства, но и становились настоящими произведениями искусства. Оружие украшали резьбой, насечкой, серебрили, чернили, инкрустировали ценными камнями, слоновой костью, перламутром. 

    В Оружейной палате Московского Кремля хранились также произведения златоустовских, питерскких, тульских, а также иностранных мастеров. В то время палата располагалась неподалеку от Троицких ворот, по соседству с другими палатами и мастерскими. В 17 веке в московской Оружейной палате  стали хранить не только оружие, но и церемониальные предметы царского дома. В 1640 году в ведение Оружейной палате в Москве перешли иконописцы, так как был закрыт Иконный приказ, затем в палате стали работать придворные живописцы: Симон Ушаков, Степан Резанец, Никита Павловец и другие. В 1700 году с Оружейной палатой объединились Серебряная и Золотая палата. С этого момента сюда на хранение отправляли ювелирные украшения, посуду из драгоценных металлов, поражающие богатой отделкой и тонкой художественной работой. 

    Произведения мастеров XVI века, хранящиеся в Оружейной палате, изящны, сдержанны по форме. Изделия 17 века выглядят более роскошными, что говорит об утверждении  и усилении самодержавия в  России. С 1711 года, после того, как Петр Первый большую часть мастеров перевел в Северную столицу, в московской Оружейной палате сократилось количество производственных мастерских, и она стала служить как хранилище артефактов, предметов старины. В 1727 году Оружейная, Мастерская палаты, Казенный двор и Конюшенная казна были объединены и названы "Мастерская и Оружейная палата" - единое хранилище Московского Кремля. 

   В середине XVIII века было решено обследовать сокровища хранилища, систематизировать их, и поручили это ответственное дело Аргамакову - первому директору Московского университета. Потратив немало времени и трудов на проверку ценностей, директор обнаружил множество недочетов и составил новую опись, в которой привел не только название артефакта, но и его стоимость. Кроме того, в примечаниях было указано, какой предмет следует зарисовать, где дать описание на русском языке, а где - на иностранном, чтобы не были преданы забвению вещи, ценные для империи. И, наконец, Аргамаков предложил открыть музей, высказав пожелание: один раз в неделю показывать сокровища желающим. Это предложение директора университета было рассмотрено Сенатом, который решил, что для хранилища необходимо новое здание и заказал проект архитектору Д. Ухтомскому. В 1756 году около Благовещенского собора на месте бывшего Казенного двора началось строительство. Однако, несмотря на то, что через несколько лет здание было готово, артефакты туда так не попали. Аргамаков  уже умер, и некому было поддержать идею создания музея. В 1768 году Екатерина II запланировала построить большой кремлевский дворец, а новое здание ей мешало, поэтому его просто снесли. Часть ценных вещей вывезли в Петербург, оставшиеся предметы оставались в сырых комнатах нижних этажей пострадавшего от пожара здания Мастерской Оружейной палаты, в 1792 году часть предметов перенесли в Грановитую палату.

    При московском университете в 1804 году было создано Московское общество истории и древностей российских. Мастерская и Оружейная палата в Москве попадает в ведение Кремлевской экспедиции, которую возглавил П. С. Валуев. Именно он вносит предложение сделать музей из Оружейной палаты Москвы. Историк А.Ф. Малиновский должен составить подробную опись имеющихся экспонатов. 10 марта 1806 года издается императорский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей», в нем указывается штат будущего хранилища, а также указание составить описание с зарисовками. Так было положено начало музею - государственной Оружейной палате. Не все предметы были признаны интересными для музея и были распроданы, о чем позже историк И.Е. Забелин сказал, что погибли вещи, которые были бы оценены археологами на вес золота. 

    В 1807 году А.Ф. Малиновский выпустил «Историческое описание древностей Российского музея». В 1810 году архитектором И.В. Еготовым было завершено строительство здания Оружейной палаты  на месте дворца Бориса Годунова, между Арсеналом и Сенатом. Правда, все вещи снова не смогли разместить, а в 1812 году ценные артефакты погрузили на подводы, чтобы перевезти в Нижний Новгород. И только в 1814 году сокровища, наконец, были возвращены в московскую Оружейную палату, и музей начал работу. Однако по прежнему для всех экспонатов не хватало места. В 1851 году архитектор К.А. Тон возвел  новое большое здание у Боровицких ворот - это и есть нынешняя государственная Оружейная палата. Здесь работали знаменитые историки и искусствоведы: С. М. Соловьев, И. Е. Забелин, А. Е. Викторов, В. К. Трутовский, Ю. В. Арсеньев. Г.Д. Филимонов составил полную научную опись всей коллекции. Однако до революции музей Оружейная палата в Москве не был доступен широкой публике. Существовали даже специальные Правила для управления Московской Оружейной палатой», указывающие на то, что посетители должны выглядеть благопристойно, что ограничивало вход простолюдинам и мещанам.

    После революции хранилище стало доступным любому гражданину. Коллекция музея Оружейной палаты пополнилась предметами из Патриаршей ризницы, церквей, монастырей. Отбором артефактов занимались директор Оружейной палаты В.К. Трутовский, известные искусствоведы, такие как И.Э. Грабарь. В 1924 году  государственная Оружейная палата называлась Музеем декоративного искусства. Если до этого времени были открыты временные экспозиции, теперь же экспозиции стали постоянными. В музее постоянно велись работы по реставрации ценностей. В Великую Отечественную войну экспонаты были вывезены из Москвы, и только в 1945 году вернулись в Москву, и музей Оружейной палаты продолжил работу.

    История Оружейной палаты - лишь предисловие к тому, что ожидает любого попавшего в нее человека. Сокровищница российского государства открывает свои тайны всем, кто желает с ними ознакомиться.