Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Пре­по­доб­ный Па­вел ро­дил­ся и воспитывался в Москве около 1367 г.

Ро­ди­те­ли хо­те­ли женить сына, но свя­той Па­вел не по­же­лал этого и, тай­но оста­вив ро­ди­тель­ский дом, не взял с со­бою ни­че­го, ушел в мест­ность, на­зы­вав­шу­ю­ся При­лук в Уг­лич­ском уез­де, на­хо­див­шу­ю­ся во вла­де­нии  Троице-Сергиева мо­на­сты­ря, ос­но­ван­ного  пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, Ра­до­неж­ским чу­до­твор­цем.

В этой оби­те­ли  юно­ша при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. По­жив здесь недол­го, свя­той Па­вел пе­ре­шел в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия, где и про­был под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го стар­ца пят­на­дцать лет, жи­вя в от­шель­ни­че­ской ке­ллии и неся по­слу­ша­ния на по­варне и в тра­пез­ной. Бла­го­слов­ляя св. Пав­ла на пу­стын­но­жи­тель­ство, пре­по­доб­ный Сер­гий вру­чил ему жи­во­тво­ря­щий крест, до­се­ле хра­ня­щий­ся в Об­нор­ской оби­те­ли свя­то­го Пав­ла. По­сле то­го свя­той Па­вел ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние  у пре­по­доб­но­го Сер­гия  уда­лить­ся в пу­сты­ню и жить там в пол­ном уеди­не­нии, пе­ре­хо­дя с од­но­го ме­ста на дру­гое.

По­том бла­жен­ный по­движ­ник от­пра­вил­ся на Бе­лое озе­ро к пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу (па­мять его празд­ну­ет­ся 9 июня)  в ос­но­ван­ную им оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы   в 602 вер­стах от Нов­го­ро­да; во вре­ме­на св. Ки­рил­ла и Пав­ла бли­жай­ший го­род в том крае – Бе­ло­зерск – был в 37 вер­стах от мо­на­сты­ря. У пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла свя­той Па­вел жил неко­то­рое вре­мя в уеди­нен­ной ке­лии и за­тем сно­ва уда­лил­ся в пу­сты­ню, на ре­ку Од­роль. По­сле недол­го­го здесь уеди­не­ния пре­по­доб­ный Па­вел при­шел в Га­лич­скую об­ласть (Костромская губерня)  в ве­ли­кую пу­стынь по­ло­же­ния по­я­са Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы,    Чух­лом­ской Ав­ра­ами­ев мо­на­стырь (ве­ли­кие пу­сты­ни),  ос­но­ванную  преподобным  Ав­ра­ами­ем Га­лич­ским (Па­мять его празд­ну­ет­ся 20 июля), также уче­ни­ком преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; вско­ре же по ос­но­ва­нии преп. Ав­ра­амий по­ки­нул этот мо­на­стырь и в 13 вер­стах от него учре­дил Воч­скую оби­тель, где и скон­чал­ся в 1375 г.   В этой обители преподобный Павел по­се­лил­ся в от­шель­ни­че­ской ке­ллии, но из­гнан был от­ту­да игу­ме­ном пу­сты­ни и пе­ре­шел в Го­ро­дец , на ле­вом бе­ре­гу Вол­ге (Ба­лах­нин­ский уез­д  Ни­же­го­ро­дс­кой губ., где и пре­бы­вал в Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Городец был основан в 1164 г. ве­ли­ким кня­зем Ге­ор­ги­ем Все­во­ло­до­ви­чем. В мо­на­сты­ре хра­нит­ся ке­ллия, где  4 но­яб­ря 1263 г. почил Алек­сандр Нев­ский, воз­вра­щаясь из ор­ды. Затем святой Павел уеди­нен­но пре­да­вал­ся ино­че­ским по­дви­гам в раз­ных пу­стын­ных ме­стах, по­ка не при­шел в Ко­мель­ский лес в Об­нор­ской во­ло­сти,  про­сти­рающийся во всю юж­ную по­ло­су Во­ло­год­ской об­ла­сти, пе­ре­се­ка­е­мый ре­ка­ми Об­но­рой, Нур­мой, Ко­ме­лой с их мно­го­чис­лен­ны­ми при­то­ка­ми. 

Здесь на бе­ре­гу реч­ки Гря­зо­ви­цы пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в дуп­ле боль­шо­го ли­по­во­го де­ре­ва; три го­да про­жил свя­той пу­стын­ник в этом дуп­ле, день и ночь про­во­дя в мо­лит­ве и по­сте, со сле­за­ми ра­бо­тая Бо­гу. По­том свя­той Па­вел пе­ре­шел на то ме­сто, где ныне на­хо­дит­ся чест­ная его оби­тель - в 15 вер­стах от уезд. го­ро­да Гря­зов­ца, Во­ло­год­ской губ., на бе­ре­гу ре­ки Нур­мы, при­то­ка Об­но­ры, ко­то­рая про­те­ка­ет по Во­ло­год­ской и Яро­слав­ской губ. и впа­да­ет в р. Ко­стро­му.  Там и остал­ся пре­по­доб­ный до кон­ца сво­ей жиз­ни, пре­бы­вая в стро­гом по­сте. Пи­щею слу­жи­ли ему хлеб и во­да, при­том в са­мом ма­лом ко­ли­че­стве; эту пи­щу он вку­шал в суб­бо­ту и в вос­кре­се­нье. В осталь­ные дни свя­той Па­вел во­все не при­ни­мал пи­щи, про­во­дя все вре­мя в сво­ей уеди­нен­ной ке­ллии в мо­лит­вен­ном сла­во­сло­вии. Ве­ли­кие ли­ше­ния пре­тер­пел бла­жен­ный пу­стын­ник Хри­ста ра­ди и мно­гие стра­да­ния от бе­сов, и все это он пе­ре­нес, вспо­мо­ще­ству­е­мый бла­го­да­тью Бо­жи­ей.

Од­на­жды бе­сы сде­ла­ли на­ше­ствие на ке­ллию пре­по­доб­но­го и на­ме­ре­ва­лись ее раз­ру­шить, но бла­жен­ный Па­вел не ис­пу­гал­ся бе­сов­ских коз­ней и по­сра­мил диа­во­ла си­лою кре­ста Хри­сто­ва. В дру­гой раз на свя­то­го на­па­ли раз­бой­ни­ки, на­нес­ли ему же­сто­кие по­бои и, огра­бив ке­ллию, оста­ви­ли пу­стын­ни­ка свя­зан­ным по ру­кам и но­гам. Несколь­ко дней про­ле­жал пре­по­доб­ный в ке­ллии, по­ка не при­шли в пу­сты­ню, по вну­ше­нию Бо­жию, доб­рые лю­ди и не раз­вя­за­ли бла­жен­но­го стар­ца. Все это без­ро­пот­но пе­ре­но­сил пре­по­доб­ный ра­ди име­ни Хри­сто­ва. К от­шель­ни­че­ской ке­ллии пре­по­доб­но­го пу­стын­ни­ка во мно­же­стве сле­та­лись лес­ные пти­цы; сю­да же при­хо­ди­ли и ди­кие кро­во­жад­ные зве­ри, ко­то­рые ста­но­ви­лись крот­ки­ми по мо­лит­вам свя­то­го и ис­пол­ня­ли все, что при­ка­зы­вал им бла­жен­ный отец.

Мно­го раз слы­шал свя­той Па­вел цер­ков­ный звон на том ме­сте, где по­се­лил­ся, и ви­дел свет на од­ном ме­сте, где впо­след­ствии со­ору­жен был храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. В со­про­вож­де­нии уче­ни­ка сво­е­го Алек­сия пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Моск­ву и по­ве­дал об этом небес­ном от­кро­ве­нии свя­то­му мит­ро­по­ли­ту Фо­тию, который был мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским с 1410 по 1431 г. Свя­ти­тель бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го по­стро­ить храм в его пу­стыне, по­ста­вил Алек­сия в сан пре­сви­те­ра и, дав бо­га­тую ми­ло­сты­ню на со­ору­же­ние хра­ма, от­пу­стил свя­то­го с ми­ром.

Воз­вра­тив­шись в Ко­мель­скую пу­сты­ню, пре­по­доб­ный по­стро­ил храм во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Со­ору­див храм, пре­по­доб­ный Па­вел пись­мен­но про­сил у св. мит­ро­по­ли­та Фо­тия ан­ти­минс на освя­ще­ние церк­ви и бла­го­сло­ве­ние устро­ить оби­тель и со­брать бра­тию. Свя­ти­тель по­слал ему ан­ти­минс при гра­мо­те, в ко­то­рой бла­го­сло­вил учре­жде­ние мо­на­сты­ря и пре­по­дал на­став­ле­ние пре­по­доб­но­му и бра­тии. «Ко­гда ты был у ме­ня, – пи­шет свя­ти­тель, – пом­нишь, сын мой, сам ты мно­го го­во­рил, ка­ким на­доб­но быть ду­хов­но­му на­сто­я­те­лю. Ему долж­но быть об­раз­цом для всех: в день ве­ли­ко­го су­да он бу­дет да­вать от­вет за ду­ши, вве­рен­ные ему. О том же пи­шу и я». В на­став­ле­ни­ях бра­тии свя­ти­тель убеж­да­ет их твер­до и непо­ко­ле­би­мо ис­пол­нять ино­че­ские обе­ты.

Со­брав бра­тию и устро­ив оби­тель, на­сто­я­те­лем ко­то­рой по­ста­вил упо­мя­ну­то­го вы­ше иеро­мо­на­ха Алек­сия, сам преподобный  Па­вел жил по-преж­не­му в уеди­нен­ной сво­ей ке­ллии, при­хо­дил в мо­на­стырь толь­ко в суб­бо­ту и в день вос­крес­ный и по­учал то­гда сво­их уче­ни­ков; жил по за­по­ве­дям Гос­под­ним и по уста­вам свя­тых от­цов:  со­хра­нять об­ще­жи­тель­ные уста­вы  Пахомия Великого  и Фе­о­до­сия ки­но­виар­ха, не доз­во­лял, чтобы ино­ки счи­та­ли что-ли­бо сво­им, но все бы­ло бы об­щее; в ке­лли­ях не долж­но бы­ло быть ни­че­го, кро­ме ико­ны и книг, да­же ква­са; уто­лять жаж­ду ино­ки долж­ны бы­ли в тра­пез­ной; в церк­ви, в тра­пез­ной и на ра­бо­тах пре­по­доб­ный за­по­ве­дал со­блю­дать без­мол­вие, про­пи­та­ние при­об­ре­тать тру­да­ми рук сво­их и не за­бы­вать ни­щих.

6 ян­ва­ря 1429 та­та­ры на­па­ли на го­род Ко­стро­му, со­жгли его и опу­сто­ши­ли окрест­ные по­се­ле­ния; мно­же­ство пра­во­слав­ных хри­сти­ан бы­ло то­гда пе­ре­би­то невер­ны­ми, а дру­гие за­хва­че­ны в плен и от­ве­де­ны в раб­ство вме­сте с же­на­ми и детьми. Ко­гда уче­ни­ки при­шли к пре­по­доб­но­му, он вздох­нул и про­сле­зил­ся; на во­прос при­шед­ших о при­чине се­го св. Па­вел ска­зал: «В этот день и час нече­сти­вые та­та­ры, взяв го­род Ко­стро­му, пре­да­ли его ог­ню и ме­чу, мно­гих уве­ли в плен – и все это за на­ши гре­хи, за то, что хо­дим в во­лях сер­дец на­ших». 

Вско­ре по­сле то­го пре­по­доб­ный Па­вел пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду от тру­дов вре­мен­ной сей жиз­ни в веч­ный неиз­ре­чен­ный по­кой, оста­вив в сво­их уче­ни­ках свет­лое о се­бе вос­по­ми­на­ние. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный 10 ян­ва­ря 1429 г.; жи­тия его бы­ло 112 лет.  Пре­по­доб­ный Па­вел при­чтен к ли­ку свя­тых на Мос­ков­ском Со­бо­ре 26 фев­ра­ля 1547 г; св. мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом в со­бор­ном хра­ме Об­нор­ской оби­те­ли.