Экстренная помощь в поездках: +7 (495) 9996638
(495) 999-66-28,
999-66-38
(495) 744-64-18,
744-51-24


Главная / Тематические вечера /

Великие иконописцы. Андрей Рублев

Начало:

Понедельник, 4 января 2016 г. в 15:00


Дорогие паломники!

Новый 2016 год мы начали 4 января в 15.00 новым циклом лекций-экскурсий-поездок, связанных именем великого иконописца
преподобного Андрея Рублева:

                            

Первый разговор с показами слайдов  провел сотрудник музея Андрея Рублева Дорофеев Юрий Викторович.

                          

Лекция знакомит с творчеством выдающегося художника Древней Руси, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых, преподобного Андрея Рублева. Он жил во второй половине 14-го - первой трети 15-го столетия. Был монахом Московского Спасо - Андроникова монастыря.

   

   

  

         


Несмотря на центральное место Рублева в самоутверждении русского искусства как национального, о нем самом известно совсем немного. Дело в том, что иконописцы того времени считали себя просто ремесленниками, а свой талант воспринимали как дар Божий, поэтому сами они свое авторство никак не подтверждали, полагая, что их рукой водил Дух Святой.
Прозвище великого иконописца произошло от слова "рубель" - инструмент для накатки кож. Какой смысл вкладывали современники иконописца в это прозвище остается только догадываться.
Место его рождения не известно, да и датой условно считается 1360, поскольку умер он в 1430 "в старости велицей". Рубеж 14-15 веков - это страшное время набегов, смут, междоусобиц, на фоне которых вызревала Святая Русь, которой предстояло стать преемницей Византии. После Куликовской битвы последовал ряд трагических событий. В 1387 г. начался мор в Смоленске, в последующие годы он свирепствовал в Псковской и Новгородской губерниях. В 1392 г. московская рать предприняла поход на Новгород, а новгородцы – на Великий Устюг. В 1396 г. Витовт взял Смоленск, а татары совершили набег на Нижний Новгород. В 1410 г. ордынский царевич Талыч при поддержке изменников-новгородцев разграбил Владимир. В 1415 г. татары воевали с Рязанскими землями, горела Москва. В 1424 г. начался мор в Новгороде, Твери, Москве, и распространился на всю Россию. Но в недрах всех этих событий иноки молились за веру Православную и Русь жила и надеялась.
Интересно, что пока Византия придерживалась Православия над ней был распростерт защитный Покров. Достаточно сопоставить два факта. В 1395 году Москва встречала Богоматерь Владимирскую на том месте, где сейчас стоит Сретенский монастырь, а через несколько дней Тамерлану явилась дивная Жена и повелела уйти от пределов Москвы. По дороге Тамерлан еще и разбил войска Тохтамыша, опустошившего Москву в 1382.

То же самое произошло и под стенами Константинополя в 1402. Осажденный османами, город готовился к неминуемой гибели. Султан Баязид называл себя Мечом Ислама и в его войско, как и сегодня, собирались джихадисты со всего света. В 1396 году он разгромил  объединенные силы христианского мира – английских, французских, фламандских и немецких крестоносцев (почти 100 тыс. человек) в битве при Никополе. Но на лидерство в мусульманском мире претендовал также и Тимур (Тамерлан) и в 1402 году две армии общей численностью почти в миллион человек сошлись в битве при Анкаре. Баязид был разбит, взят в плен и окончил дни, сидя в клетке на манер попугая и беседуя с победителем, а Тамерлан повернул в сторону Китая. Пройдет совсем немного времени и Византия, пойдя на унию с Римом, падет. Незадолго до этого многие святыни Византии чудесным образом окажутся на Руси. Например, в 1423 на затерянное в ростовских лесах Сахотское болото опустится икона Николая Мирликийского и чудотворный Животворящий Крест сегодня известный под названием
Годеновского.
Еще ранее в 1383 году из Влахернского храма исчезла и объявилась на берегу реки Тихвинки икона Божией Матери.Встроенное изображение 4
(Здесь моя любимая икона без привычного оклада). Из Византии же пришла на Русь и практика священного безмолвия, внутреннего сосредоточения, получившая название исихазма.

Все это составляло тот фон, на котором жил и творил Андрей Рублев и в более широком смысле московская иконописная школа. Первые упоминания его имени содержатся в "Троицкой летописи" за 1405 год, в которой сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». К сожалению, тот древний Благовещенский собор сгорел и от его росписей ничего не осталось, кроме имен иконописцев в летописи.

В 1918 году в дровяном сарае близ звенигородского Успенского собора экспедиция И.Э. Грабаря обнаружила три деисусные иконы, которые датируются периодом около 1400 года. Их авторство установлено на том основании, что по словам Грабаря "только Рублев владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле все эти холодные розово-сиренево-голубые цвета". Сегодня эту версию разделяют практически все исследователи. Его архангел Михаил - образ идеальной неземной красоты.
Искусство Рублева - это в полной мере "мистический реализм", отражающий иную реальность, иное бытие, вечное и прекрасное, куда так стремится душа от страстей и бедствий мира земного. Таким же идеальным мыслителем предстает у Рублева
Для того чтобы придать ему такой совершенный лоб Рублев пишет его как бы с нескольких точек зрения - это не просто поворот головы в 3/4, а очень сложное композиционное решение. В уголке левого глаза апостола присутствует едва заметный белый штрих (уроки Феофана Грека?), а в реальности это как раз наиболее темное место на лице. Лик писался методом перехода от наиболее темных мест к более светлым путем наложения слоев. Но знание технологии все равно ничего не дает без учета гениальности художника. Рублевский Спас с его славянскими чертами лица в мире так и получил название "русского". Не случайно именно этот образ с его .

постол Павел.Встроенное изображение 12 Для того чтобы придать ему такой совершенный лоб Рублев пишет его как бы с нескольких точек зрения - это не просто поворот головы в 3/4, а очень сложное композиционное решение. В уголке левого глаза апостола присутствует едва заметный белый штрих (уроки Феофана Грека?), а в реальности это как раз наиболее темное место на лице. Лик писался методом перехода от наиболее темных мест к более светлым путем наложения слоев. Но знание технологии все равно ничего не дает без учета гениальности художника.
 Рублевский Спас с его славянскими чертами лица в мире так и получил название "русского". Не случайно именно этот образ с его благородной простотой стал символом русского Православия.Встроенное изображение 19

В 1408 Андрей Рублев начинает работать в Успенском соборе во Владимире и пишет в том числе и копию унесенной в Москву Владимирской Богоматери.Встроенное изображение 5Встроенное изображение 6(Правда, есть версия, что Рублев написал икону сразу же в 1395).

В росписях Успенского собора и проявилась в полной мере та необыкновенная светоносная манера Рублева, которую никому не удалось превзойти. Встроенное изображение 7 Даже при плохой сохранности фресок этот струящийся свет передавал тот огромный духовный труд, который предшествовал труду иконописца. В это время и саму иконопись часто называют светописью. С тех же фресок на нас смотрят идеальные в правильности своих форм лица ангеловВстроенное изображение 8, которые позднее появятся и в так называемом Евангелии Хитрово (по имени боярина Богдана Матвеевича Хитрово, передавшего его в Троице-Сергиеву Лавру).Встроенное изображение 10Идеальные изгибы фигуры ангела здесь вписаны в идеальный круг. Позже мы увидим эти лица в прославленной Троице. Встроенное изображение 13А вот его Петр - это сама наивность, любовь и всепрощение.
Море, которое отдает своих мертвецов, Андрей Рублев представил в образе женщины, держащей парусник.Встроенное изображение 14Таких парусников на Руси в то время не было и можно только догадываться, где Рублев мог его увидеть. А слоник с львиными когтями уж точно плод его воображения.Встроенное изображение 15 (в правом верхнем углу).

"Данило иконник и Андрей Рублев" создают и иконостас для Успенского собора Владимира. В 1768-1775 годах обветшавший иконостас  из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи. Сведения о позднейшей судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В Третьяковке  эти большие иконы (более 3 метров высотой) размещены на отдельной стене.
На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Жестом правой руки он благословляет зрителя.
Красный квадрат с вытянутыми концами - символ земли, по четырем концам которого можно найти изображения ангела, льва, тельца и орла (они же, соответственно, символы четырех евангелистов, разносящих Благую Весть во все концы света). Зелено-синий овал, написанный поверх красного квадрата - это мир духовный, в котором представлены Силы и другие ангельские чины. Кольца с крылышками, на которые опираются ноги Христа, называются престолы. Круг (или овал) как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное. Красный ромб означает сияние божественного огня.

В образе Богоматери  плавный текучий силуэт нарушается жестом протянутых в молитве рук. Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий».
Иоанн Предтеча - это "духовный плач", призыв к покаянию, о чем написано на развернутом свитке.
Посмотри, насколько прекрасен Григорий Богослов, в котором умудренность опытом долгой жизни и величавость соединились с кротким спокойствием и задумчивостью.
Из располагавшегося над деисусом праздничного ряда сохранилось всего 5 икон:  «Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сретение» и «Рождество Христово». Большинство исследователей склонны рассматривать эти памятники как произведения мастерской Андрея Рублева и Даниила Черного. Но ведь это же замечательно, что Андрей Рублев смог создать целую школу, продолжившую его дело.
Заканчивая сегодняшний рассказ, я хотела бы разместить этого умилительного льва из Евангелия Хитрово. Встроенное изображение 29
Настолько же светлым было и все творчество нашего гениального иконописца. Встроенное изображение 30 Святый Андрее! Моли Бога о нас.




#

Календарь поездок

 Апрель 2024 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
1