Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Церковь святой Пракседы

Паломничество в Италию: программы и даты

(Chiesa di S. Prassede all'Esquilino; Via S. Prassede, 9a)

     Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых
Главный престол стоит на возвышении и обращен лицом к молящемуся народу. Под этим престолом устроен нижний придел, в который спускаются из середины церкви по особой, в десять ступеней, лестнице; от конца ее к самому приделу ведет небольшой коридор.

     По обеим сторонам коридора стоят большие гробницы из белого мрамора: по левой стороне — две, одна над другой, и которых почивают части мощей многих мучеников Христовых, их же имена написаны на небесах в Книге жизни; по правой стороне — тоже две гробницы, одна над другой, из которых в верхней — почивают, как и в гробницах на левой стороне, части мощей мучеников, а в нижней — мощи преподобной Пракседы девы, во имя которой устроен самый храм, и память которой, как местночтимой угодницы Божией, совершается в Риме 21 июня нов. ст., и часть мощей преподобной Пуденцианы девы. Обе они преставились в мире во II в.
С правой стороны от главного входа, близ боковой двери, устроен придел Колонны (Capella della Colonna della Flagellazione). В нем, направо от входа, сохраняется в особом ковчеге за стеклом верхняя часть того столба, к которому привязан был Господь наш Иисус Христос во время бичевания. На этом месте горят четыре лампады. Две другие части того же столба находятся: одна — в Иерусалиме, другая — в Константинополе. Небольшая часть камня от этого столба хранится в Латеранском соборе.

     Над престолом в том же приделе Колонны, прямо против входа, имеется древняя мозаика, изображающая Божию Матерь с Предвечным Младенцем на коленях и святыми девами Пракседой и Пуденцианой по сторонам.
Под упомянутым престолом почивают мощи мученика Валентина пресвитера, который пострадал в Риме в 269 г. при императоре Клавдии.

     Вместе с пресвитером Валентином пострадали мученики Марин, Марфа и сыновья их — Авдифакс и Аввакум (их память 6 июля). Св. Валентину, предварительно избитому без пощады палками, была усечена глава. Св. Марину с Авдифаксом и Аввакумом также усекли главы, а св. Марфа утоплена в реке. Одна христианка, по имени Филикита, тайно взяла тела обезглавленных мучеников, а также нашла в воде и тело св. Марфы, и погребла их на своем поле.

     Посредине церкви порфировый диск закрывает колодец, в который св. Пракседа собирала кровь мучеников Христовых. Возле этого колодца горит неугасимая лампада. Налево от главного входа в стене, в которой этот вход устроен, вделан камень, на котором проводила свои ночи св. Пракседа. Церковь знаменита также циклом мозаик IX в. — на триумфальной арке, в горнем месте и приделе св. Зинона.

     В настоящей же церкви почивают (только неизвестно в каком месте) мощи мученика Никомеда пресвитера (память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 15 сентября нов. ст.), пострадавшего в I в. при Домициане; священномученика Фавия, папы римского (память 5 августа), который пострадал при Декии; св. Келестина, папы римского (память 8 апреля), который был ревностным поборником православия против Нестория; мученицы Василлы девы, которая пострадала в Риме в середине III в. вместе с преподобномученицей Евгенией и матерью ее преподобной Клавдией, а также мучениками — Протасием и Иакинфом (их память 24 декабря); мученицы Зои, которая пострадала в Риме при Диоклетиане вместе с супругом своим Никостратом, братом последнего Касторием и другими христианами — Транквиллином, Клавдием, Симфорианом, Викториной, Хроматием, Тивуртием и Кастулом (их память 18 декабря).

Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.