Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Катакомбы святого Каллиста

Паломничество в Италию: даты и программы

(Catacombe di S. Calisto; Via Appia Antica, 110)

     Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

     В катакомбах Каллистовых надобно обратить внимание на три пещеры (крипты): папскую пещеру, пещеру св. Кикилии (Цецилии) и пещеру Таинств.

     Папская пещера (Cripta dei Papi) называется так потому. что в ней погребены были двенадцать пап III века: Зефирин, Урван, Понтиан, Аноир, Фавий, Лукий, Стефан, Сикст, Дионисий, Феликс, Евтихиан, Гаий. Папа Каллист, погибший во время происшедшего в Риме народного смятения, предан был земле в ближайших к его жилищу катакомбах Калеподия по Аврелиевой дороге, над которыми ныне стоит церковь св. Панкратия (Chiesa di San Pancrazio fuori le mura).

      Папа Корнилий был погребен, хотя и не в папской пещере, но в тех же Каллистовых катакомбах — в пещере, служившей общей усыпальницей знаменитого рода Корнилиева, из которого происходил и сам папа Корнилий, и потому называемой ныне "Корнилиевой" (Cripta di San Cornelio Papa).

     Из пап начала IV в. Маркеллин и Маркелл были погребены в катакомбах Прискиллы по Саларской дороге (Via Salaria); но Евсевий и Мельхиад были погребены в Каллистовых катакомбах, хотя и не в папской пещере, а в других пещерах, носящих ныне имена этих пап (Cripta di San Eusebio Papa;  Cripta di San Milziade Papa).

     Папская пещера имеет около 5 аршин в длину и более 6 в ширину. Она была открыта в 1864 г., вся в разрушенном состоянии и заваленная мусором и камнями, и по тому была перестроена заново, но при перестройке ее тщательно сохранили все, найденное при раскопках. Престол поставлен на месте и по мерке найденной на полу мраморной плиты, на которой стоял древний престол, за престолом помещается епископская кафедра.

       Ясно, что эта пещера служила церковью для христиан в тяжелые времена гонений. На стене за престолом есть две надписи, сделанные папой Дамасом. Одна из них была составлена по поводу мученической кончины св. Сикста, папы римского, который был схвачен воинами во время совершения богослужения в катакомбах св. Претекстата.

      Другая надпись, находящаяся повыше первой, говорит о священном значении катакомб: "Здесь, если спросишь, лежит собранное воедино множество святых; досточтимые гробницы скрывают в себе телеса избранных, души которых, парящие горе, восхищены Царством Небесным. Здесь спутники Сикста, несущие победные знаки над врагом; здесь многочисленные вожди, служащие алтарю Христову; здесь положен святитель, поживший долго в мире; здесь святые исповедники, которых прислала Греция; здесь юноши, отроки, старцы с их целомудренными потомками. Кто более их возлюбил сохранение девственной чистоты? Здесь, сознаюсь, я — Дамас — желал сложить свои кости, но страх меня объял, да не потревожу через то праха святых".

       Все вышеописанное место, занятое престолом и кафедрой, обнесено решеткой, обломки которой найдены в помянутой же пещере. В средней части боковых стен находятся две спиральные колонки; на них лежит мраморная перекладина, к которой в древности привешивались завесы и лампадки.

      Вблизи папской пещеры находится пещера св. мученицы Кикилии (Cripta di Santa Cecilia), названная по имени почивавшей здесь мученицы Кикилии (или Цецилии, память 22 ноября).

      Длина и ширина этой пещеры примерно 8-9 аршин. Она освещена большим просветом, который дает возможность разобрать стенную иконопись. В этом просвете, на одном из внутренних боков, есть следы живописных фресковых изображений неизвестной женщины в молитвенном положении, креста с двумя овцами, стоящими по обеим сторонам его, и трех мучеников Поликама, Севастиана и Кирина, поверх которых начертаны их имена, а сбоку изображен символ их мученичества, пальмовая ветка.

      О мученике Поликаме сведений не имеется. Мученик Севастиан и священномученик Кирин — это страстотерпцы Христовы, священные останки которых некогда покоились в катакомбах св. Севастиана. На одной из боковых стен самой пещеры изображены: мученица Кикилия, в виде молодой женщины в богатом брачном одеянии (она мученически скончалась вслед за своим вступлением в супружество), с простертыми руками и с золотым сиянием вокруг головы; Спаситель с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке и святой епископ, о котором упоминается в житии мученицы Кикилии. С правой стороны от изображения Урбана видна доселе стенная ниша, где поставлен был некогда саркофаг с телом св. Кикилии. Нетленное тело св. Кикилии было обретено в этой нише в 1599 г. и перенесено в церковь ее имени за Тибром (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere), где оно и почивает под главным Престолом.

       Церковь выстроена в III веке, где некогда стоял дом, который принадлежал отцу Кикилии и в котором она пострадала за Христа. Мучитель, тщетно старавшийся уговорить св. Кикилию отречься от Христа, велел отвести ее домой и там заморить в жарко натопленной бане. Три дня и три ночи морили ее жаром и дымом, но благодать Божия прохлаждала и оживляла ее. Узнав об этом, мучитель велел там же усечь ее мечом. Палач, явившись к ней, три раза ударил ее мечом в шею, но не отсек головы совсем и, оставив ее там, ушел. Верующие губкой и платом собирали кровь ее, и святая прожила еще три дня, утверждая окружающих ее христиан в вере, и, наконец, во время молитвы предала дух свой Богу и была с честью погребена в Каллистовых катакомбах. В этой церкви имеется придел, устроенный на правой стороне от главного входа, в том самом помещении, которое некогда служило баней при доме св.Киликии, где она претерпела страдание (Capella del Calidario).
Пещера Святых Таинств (Cubicolo dei Sacramenti) примечательна символическими изображениями таинств крещения и причащения.
    
      Символами таинства крещения служат: изображение Моисея, источающего воду из скалы, и изображение рыболова, сидящего на камне и вытаскивающего рыбу на уде (Мф. 4, 19; Лк. 5, 10), чем обозначается извлечение человека из волн греховного житейского моря и возрождение в новую духовную жизнь. Здесь же крещение изображено и в таком виде: два человека стоят на берегу моря — один взрослый, другой отрок, причем взрослый возложил свою десницу на голову отрока. Символами причащения, или Евхаристии, служат: изображение семи человек, возлежащих за столом, на котором поставлены две рыбы и восемь корзин с хлебами (Banchetto mistico), а также изображение мужчины, благословляющего хлеб и рыбу, лежащие на треножном столе, подле которого стоит женщина как бы в молитвенном положении (Consacrazione). Тут же и символы Воскресения: один — это воскресший Лазарь, который показывается в двери, весь в повязках как мумия, а Христос (без бороды) стоит перед ним с жезлом; другой символ - это пророк Иона, сидящий под смоковницей, проглоченный морским чудовищем и выброшенный на берег. В изображении при этом не  кита, о котором упоминает Священное писание, а морского чудовища, более похожего на дракона, археологи видят намерение первых христиан олицетворить смерть Христову, т.к. изображение рыбы служило у них символом Иисуса Христа.

      В тех же катакомбах (но в других пещерах) есть и иные изображения:
—    Крещение Господне. Спаситель выходит из воды, извлекаемый за руку Иоанном Крестителем; с неба сходит Дух Святой в виде голубя;
—    Поклонение волхвов: Богоматерь сидит и держит Младенца Иисуса на Своих коленях; к Ним подходят волхвы с дарами;
—    Добрый Пастырь: Господь Иисус Христос несет на раменах Своих заблудшую овцу, придерживая ее левой рукой, а в правой имея пастушеский посох и молочный горшок; у ног Его — еще две овечки, а по сторонам — два дерева;
—тот же Добрый Пастырь, несущий на раменах Своих заблудшую овцу (т.е. грешное человечество), изображен на ином рисунке с двумя предстоящими: это апостолы Петр и Павел, являющие в своем лице весь сонм апостолов и прочих евангельских благовестников. Перед каждым из апостолов возвышается камень, источающий из себя воду, т.е. благодать Св. Духа.
       Тут же стоят и овцы, изображающие собой верующих. Одна из овец, приподняв голову, как бы прислушивается внимательно; другая же стоит отвернувшись, изображая собой душу, не внемлющую слову Божию. Третья с любовью и простотой пьет падающую воду, или благодатное евангельское учение; четвертая, хотя и не отворачивается в сторону, но, наклонив голову, щиплет траву — это душа, всецело прилепившаяся к миру и неспособная отрешиться от земного. При этом и самая вода падает на овец не с одинаковым обилием, но сообразно степени жажды, которую проявляет каждая из них: на голову жаждущей овцы (т.е. души внимательной к слову Божию) льется целый поток; на овцу же, отвернувшуюся в сторону, едва точится несколько капель;
— изображение рыбы, плывущей по водам и несущей на себе плетеную корзину с хлебами и стеклянный сосуд с красным вином; это — образ таинства Евхаристии, ибо у древних христиан существовал обычай складывать приносимые к литургии хлебы в плетеных корзинах (Canestro viminео), а вино держать в стеклянном сосуде (Vitreo);
—    изображение пяти христиан (Pitture nel cubiculo dei cinque Santi) с поименованием их и надписью при каждом имени  "в мире" (Dionysas in pace; Nemesi in pace; Procopi in pace; Eliodbra in pace; Zoae in pace);
—    изображения (вокруг вышеупомянутых пяти христиан) деревьев, которые являются подобием жизни, смерти и воскресения человека;
—    изображение (под ногами тех же христиан) павлина, который, как известно, ежегодно при наступлении зимы теряет свои перья для того, чтобы облечься новыми весной, когда вся природа восстает как бы из могилы; кроме того, древние считали мясо павлина негниющим. Таким образом, изображение этой птицы служило у первых христиан символами воскресения плоти и бессмертия;
—    изображения четырех святителей с нимбами, в фелонях, белых омофорах, с Евангелиями в руках и обутых в сандалии с изображением крестиков (Pitture della cripta di San Cornelio).

Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.