Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломничество в Италию: программы и даты

(Chiesa e Catacombe di S. Agnese fuori le mura; Chiesa di S. Constanza, Via Nomentana, 349)

     Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant'Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона — выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.). На месте этой церкви св. дева Агния, уневестившая себя Христу и поэтому отказавшаяся вступить в брак с юношей-язычником, сыном римского консула, по приказанию была помещена в срамным дом, но едва сын проконсула вошел в этот дом, чтобы приблизиться к ней, благодать Божия осенила деву: все ее тело покрылось мгновенно густыми волосами, а желавший насильственно осквернить ее чистоту пал на месте замертво. После этого был разложен костер для сожжения святой мученицы; но она вышла из него неопаленной. Тогда мучитель повелел воткнуть меч в гортань святой — так Христова мученица Агния, обагрившись кровью, пошла на брак Бессмертного Жениха.

      Все те места, которые ознаменованы были благодатью Божией, окрылявшей юную страстотерпицу, и доселе показываются богомольцам в древней подземной церкви (Chiesa sotteranea) св. Агнии на Навонской площади, а именно: место, где она чудесно оказалась мгновенно покрытой с головы до ног густыми волосами; место, где была предаваема сожжению, и место, где была умерщвлена. Родители св. Агнии взяли с радостью честное тело своей дочери и положили на свое поле, недалеко от города, при Номентанской дороге (Via Nomentana).
Здесь многие верные собирались на молитву, особенно ночью, опасаясь язычников, причинявших верующим много притеснений. Однажды они многих ранили брошенными камнями и разогнали; осталась одна лишь девица, сверстница св. Агнии, по имени Эмерентиана. Она, исполнившись дерзновения, обличила разбойников за их жестокосердие. Язычники, рассвирепев, побили ее камнями. Родители св. Агнии, пришедши ночью с пресвитерами, омыли окровавленное тело св. Эмерентианы и похоронили ее вблизи св. Агнии. Спустя несколько лет, вступил на царство Константин. Дочь его Констанция тяжко заболела. Все тело ее было обложено гнойными струпьями, и врачи ничем не могли помочь ей. Последовав доброму совету, она пошла ночью к гробу св. Агнии и там, помолившись с твердой верой и со слезами, она уснула и увидела в сонном видении св. Агнию, которая сказала ей: "Дерзай, Констанция, и веруй в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, верою в Которого ты ныне исцеляешься от ран твоих". Проснувшись, Констанция почувствовала себя здоровой. Возвратившись домой, она рассказала отцу своему и братьям, как исцелила ее св. Агния. Великая радость была в царском доме; радовался и весь Рим, прославляя Бога за такое чудо. Многие стали приходить к гробу святой мученицы и получали различные исцеления. После этого царевна Констанция упросила отца своего построить церковь св. Агнии на месте ее погребения.

     Хотя с того времени церковь эта не один раз была обновляема и улучшаема, все же она и поныне сохраняет свой первоначальный вид, и дает нам точное понятие о христианских церквях IV в. В ней св. Григорий Двоеслов произнес две беседы на Евангелие.

     Главный вход в церковь — не прямо с улицы, а со двора, прилегающего к церкви со стороны города, откуда в церковь ведет длинная и широкая мраморная лестница, стены по сторонам которой испещрены старинными надписями из разных катакомб. Под главным престолом церкви, в подземной пещере, почивают мощи св. мучениц дев Агнии (память 21 января) и Эмерентианы (память сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 23 января нов. ст.).

     С левой стороны от главного входа во втором приделе есть весьма древняя запрестольная икона Божией Матери, напоминающая собой Афонскую икону "Млекопитательница", празднование в честь которой совершается 12 января.

       Из церкви с левой стороны от главного входа устроен ход в катакомбы, носящие, как и церковь, имя св. Агнии (Catacombe di Sant'Agnese). Эти катакомбы сохранились в большей целости и первобытности, нежели другие. В них есть доселе не распечатанные могилы. В одной большой пещере сложено множество черепов и костей, уцелевших от христианской древности; тут же видны и различные предметы древней утвари.
В катакомбах, прилегающих к катакомбам св. Агнии и известных под именем Кладбища Острианова (Coemeterium Ostrianum) есть фресковое изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем, относящееся к IV в. и напоминающее известную икону "Знамение" Божией Матери. На этой фреске Пресвятая Дева изображена по пояс, в молитвенном положении, с воздетыми к небу руками; на персях Ее — Богомладенец, Которого, однако, Она пречистыми Своими руками не поддерживает. По обеим сторонам Богоматери нарисованы монограммы имени Христова, но нимбов ни вокруг главы Божией Матери, ни вокруг главы Спасителя не написано.
Это древнее изображение свидетельствует, что Пресвятая Богородица, по верованию Вселенской Церкви первых веков, есть молитвенная предстательница о нас пред Богом, и что Спаситель мира родился из Нее не простым человеком, а Богочеловеком.

     Еще более древнее фресковое изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем есть в катакомбах св. Прискиллы по Саларской дороге (Catacombe di Santa Priscilla sulla Via Salaria). Эту фреску археологи относят ко II в. и даже к концу I в. и считают древнейшим катакомбным изображением Богоматери.
На фреске по правую руку Божией Матери изображен пророк Исайя, который указывает на звезду над главой Пресвятой Девы Марии, предвозвещая о свете, долженствующем явиться с Востока (звезда от времени стерлась и теперь совсем не видна).

     В катакомбах св. Прискиллы есть так называемая греческая церковь (Cappella Greca), устройством своим совершенно напоминающая восточные православные церкви с престолом, жертвенником и горним местом.
К сожалению, эти катакомбы, а равно и Кладбище Острианово, обычно недоступны для богомольцев. Только с особого разрешения римского археологического комитета, производящего раскопки в катакомбах, можно их посещать.

     По обозрении церкви и катакомб св. Агнии, богомолец должен зайти в церковь во имя преподобной Констанции, которая стоит внутри двора, прилегающего к церкви. Церковь эта небольшая, круглая. Она построена св. равноапостольным царем Константином. Первоначальное назначение ее было служить крещальней (Battistero), где должна была принять святое крещение его дочь Констанция. Царевна Констанция, получившая чудесное исцеление по молитвам св. Агнии, упросила своего отца устроить церковь на месте ее упокоения. При новосозданной церкви св. Агнии царевна Констанция тогда же устроила и себе жилище, где прожила, оставаясь девой, со многими другими благородными и знатными девицами, до своей кончины. По преставлении своем, она была погребена в упомянутой крещальне, в богатом саркофаге из красного порфира, где и почивала в мире до ХШ в., когда крещальня была обращена в церковь преподобной Констанции. Мощи преподобной были переложены из саркофага внутрь устроенного посредине церкви престола, где они почивают и доселе. Память сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 18 февраля нов. ст.

     Саркофаг в 1791 г. был перенесен в Ватиканский музей, где находится и по настоящее время, рядом с подобным же порфировым саркофагом, в котором некогда покоились мощи св. равноапостольной царицы Елены, почивающие ныне в церкви во имя Божией Матери "Жертвенник Небесный". Место же, на котором в церкви преподобной Констанции он стоял до перенесения, отмечено фреской с изображением сего саркофага во всю его величину.

Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.