Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломничество в Италию: программы

     Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения. За эти три века катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. В IV в., со времени торжества Церкви при св. императоре Константине, обычай погребать в катакомбах мало-помалу прекратился, и в V в. уже не существовал вовсе.

      Катакомбы остаются лишь местом поклонения верующих гробницам святых мучеников, причем иногда, в дни памяти мучеников, здесь отправлялась божественная служба. Вследствие почти ежедневных разрушений и опустошений, производимых разными варварскими народами как в самом Риме, так и в его окрестностях, гробницы мучеников постепенно стали христианами забываться, посему папы для предохранения святынь от поруганий, начиная с VII в. стали переносить священные останки мучеников Христовых из катакомб в городские храмы.
Заботливость пап о сохранении священных останков угодников Божиих была причиной окончательного разрушения и запустения катакомб, так что в XV в. из числа всех римских катакомб были известны и посещались богомольцами только катакомбы св. Севастиана. С XVI в. начали снова разыскивать и посещать другие катакомбы. В настоящее время их найдено и обследовано довольно много, так что имеются весьма полные сведения, как об устройстве древних христианских кладбищ в Риме и о порядке погребения в них древних христиан, так и о найденных там памятниках древнего церковного искусства.

     Устройство катакомб было вначале очень простым: христиане рыли узкие галереи, шириной около пяти четвертей, а в стенах вырывали погребальные камеры: углубление по длине тела, которое желали похоронить. После погребения отверстие закрывали плитами из мрамора или терракоты. На этих плитах сначала писали только имена усопших со словами: "в мире", или "уповай на Бога". Если погребен был мученик, почивший с истязанием, но без кровопролития, то на плите изображалась пальмовая (финиковая) ветвь, как символ мученичества. В изголовьях мучеников, проливших свою кровь за Христа, ставились небольшие сосуды с каплями крови этих святых. В гробницах мучеников часто полагались и орудия их мученических страданий и кончины (гвозди, клещи, оковы). Бывали также случаи, что почивших христиан полагали не прямо на землю, а в саркофаги — гробы, по большей части, мраморные.

      С течением времени первые простые катакомбы усложнились, галереи делались более узкими и высокими, часто они состояли из нескольких этажей; различные отдельные катакомбы соединялись посредством новых подземных проходов. Кое-где встречаются большие пространства возле галерей, служившие местом погребения отдельных семейств, или многих мучеников, или нескольких членов одной и той же христианской общины. Видны и маленькие церкви, в которых христиане собирались близ гробниц мучеников для молитвы и причащения. Обыкновенно, для сбережения места, по бокам галереи устраивали два зала, один против другого. Горним местом служила могила мученика, перед которой ставили престол, по большей части переносный.
Стены катакомб украшались живописными, мозаичными и скульптурными священными изображениями, а также покрывались надгробными и другими надписями.

     В этих надписях обращает на себя внимание, во-первых, что ни в одной из них не встречается слово "погребен", а напротив, везде говорится, что человек "положен", или "покоится", чем высказывается взгляд христиан, что смерть есть только сон, в который человек погружается временно, в ожидании воскресения.
Во-вторых, из этих надписей видно, что все главные догматы веры исповедывались христианами первых веков. Одна надпись говорит: "Он уверовал в Единого Бога". Другая: "Здесь покоится раб Божий, верующий в Бога Отца, в Бога Сына и Духа Святого". Третья гласит о Божестве Иисуса Христа: "Во Святом Боге, Едином Христе, мир тебе". Постоянно подтверждается вера в бессмертие: "Живи в Господе Иисусе", или: "Будь жива с братьями твоими", или "Верую, что в последний день Господен восстану". Выражено и упование на представительство мучеников и отошедших праведников за оставшихся на земле: "За спасение от потопления в море" такому-то святому.
Трудно не только описать все римские катакомбы, но не под силу обыкновенному богомольцу даже исходить их: в этом подземном мире — десятки верст.

      В настоящей книге говорится только о шести катакомбах: св. Каллиста, св. Севастиана, св. Домитиллы, св. Агнии, св. Прискиллы, св. Претекстата. Первые пять катакомб вполне доступны и удобны для обозрения, а последние богомольцами не посещаются.

Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.