Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломнические туры в Италию

    Собор стоит на том месте, где некогда существовал языческий храм Аполлона, и где в садах и цирке Нерона пролили свою кровь за Христа, а в находившихся возле цирка катакомбах, или подземных кладбищах, нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики.

    Именно сюда  в 67 г пришел священномученик Климент, епископ римский, вместе с оставшимися верными и святителями,  чтобы  с честью похоронить  страдальческое тело своего учителя, апостола Петра, сняв оное со креста и спрятав.

    В 90 г. над местом упокоения апостола Петра был устроен небольшой надгробный памятник, под которым честные останки его покоились в мире до III в., когда они были взяты отсюда верными и перенесены в загородные катакомбы по Аппиевой дороге, известные ныне под именем Севастиановых. Поводом к сему перенесению послужило возникшее у христиан опасение, чтобы при начатом, по мысли императора Гелиогабала,  расширении цирка Нерона не была повреждена гробница  апостола Петра.

    Но недолго покоились мощи его на новом месте.  В половине того же III в., при папе Корнилии, они были отнесены обратно на Ватиканский холм и положены на прежнее место под сооруженном в 90 г. памятником.  А в 324 г. святой император Константин, по просьбе святого  Сильвестра, папы римского, положил над этим  памятником основание великолепной базилике во имя апостола  Петра.  Базиликой называется у римских христиан большой храм, имеющий форму  продолговатого прямоугольника, разделенного внутри двумя (или более) продольными рядами колонн на части, называемыми нефами или кораблями (у латянян  базилика также может быть почетным титулом церкви.)

    Основанная равноапостольным императором базилика существовала одиннадцать с половиной столетий; в ней произнесены были св. Григорием Двоесловом, папою римским, девять бесед его на Евангелия.  Но в XV в. римские папы стали опасаться за ее непрочность, а вместе с тем возымели тщеславное желание создать нечто более достойное их возраставшего могущества. В течение трех столетий — XVI, XVII, XVIII вв. — древняя и священная базилика Петрова была перестроена в настоящий собор, превосходящий величиною и богатствами своими все существующие храмы в мире.

     Главный вход в собор устроен в восточной его стене, прилегающей к площади св. Петра. На самой середине собора, под главным куполом, на возвышении стоит главный престол (Altare Maggiore), или папский алтарь (Altare Papalе), обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом возвышается богатая сень, покоящаяся на четырех столбах. Под главным престолом в особо устроенной пещере почивают мощи апостола Петра, его память совершается 29 июня  (вместе с памятью апостола Павла) и 30 июня (вместе с памятью всех двенадцати апостолов).

     Спуск к пещере с мощами апостола Петра представляет собой обширное полукруглое место, примыкающее с восточной стороны к возвышению, на котором стоит главный престол, и обнесенное мраморной загородкой с двустворчатыми дверцами посредине. В настоящее время спуск к пещере от главного алтаря обычно бывает закрыт.

     От этих дверей ведет вниз двойная мраморная в 17 ступеней лестница; спустившись по ней, богомолец подходит к наружной стенке вышеупомянутой пещеры, обложенной разноцветными мраморами. В середине этой стенки устроены бронзовые вызолоченные, резные, двустворчатые врата. За наружной стенкой пещеры, в которой эти врата устроены, непосредственно следует другая, внутренняя стенка пещеры, обложенная, как и первая, разноцветными мраморами.

     Дно ниши, именуемой местом исповедания св. Петра (Confessione di San Pietro), и есть крышка от небольшой гробницы, в которой почивают честные мощи апостола Петра, кроме главы его, хранящейся, вместе с честной главой апостола Павла, в Латеранском соборе св. Иоанна Предтечи.

    Вдоль южной стены собора (на левой стороне от главного входа в собор) устроено восемь приделов, иначе - капелл, или алтарей.

    Первый (от главного входа в собор) — придел крещения, или крещальня. В ней на середине стоит богатая порфировая урна, или ваза, в которой некогда хранился пепел императора Адриана (117-138), и которая позднее служила крышкой на саркофаге, или гробнице, императора Оттона III (983-1002). До начала XX века  эта урна служила купелью для крещения детей. Три настенные мозаичные картины в крещальне изображают: одна, посередине, - Крещение Господне; другая, налево от нее, — крещение апостолом Петром в Мамертинской темнице бывших темничных стражей Прокесса и Мартиниана, третья, направо от первой, — крещение апостолом Петром Корнилия сотника (Деян. 10. 48).

    Второй — придел в честь, Введения Божией Матери во Храм, с запрестольной мозаичной картиной, изображающей означенное священное событие. Придел переосвящен во имя папы Пия X, канонизированного Римско-Католической Церковью в 1954 г.

     Третий - придел Хора, называемый так потому, что именно в нем совершались соборным духовенством ежедневные рядовые богослужения. Внутри находящегося в приделе престола стоит рака, в которой почивали мощи св. Иоанна Златоуста. Теперь богослужения здесь совершаются только в воскресные и праздничные дни; рядовые ежедневные богослужения проходят в приделах Святых Тайн и св. праведного Иосифа.

      Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским, оставил нам чин литургии, молитвы ко Святому Причастию, толкование на Священное Писание и много поучений. За свое сильное, услаждающее душу красноречие, бывшее предметом общего удовольствия и привлекавшее к нему людей всех возрастов, сословий и состояний, не только христиан, но даже еретиков и язычников, он наречен Златоустом. Скончался в заточении в 407 г. и погребен был в городе Команы, откуда в 438 г. мощи его были перенесены в Константинополь. После падения Константинополя (1453) честные мощи св. Иоанна Златоуста были перенесены в Рим, где первоначально находились в церкви св. Климента, папы римского. Память св. Иоанна Златоуста совершается 13 ноября (вместо 14 сентября, дня его преставления), 27 января (день перенесения его мощей из Коман в Константинополь) и 30 января (вместе с памятью свв. Василия Великого и  Григория Богослова).

      Четвертый — придел св. Григория Двоеслова, называемый также приделом Климента, по имени соорудившего его папы Климента VIII (1592-1605). Внутри находящегося в приделе престола стоит мраморная рака, в которой почивают мощи св. Григория Двоеслова, папы римского. Св. папа Григорий,   называемый также Великим, происходил из сенаторского рода и занимал трон св. апостола Петра в 590-604 гг. Запрестольная мозаичная картина изображает св. Григория Двоеслова в то самое время, когда он, желая убедить неверующих в том, что пелены, покоившиеся на телах святых Христовых мучениках, должны быть почитаемы наравне с самими мощами мучеников, изводит из них кровь.

      Св. Григорий Двоеслов именуется Двоесловом (собеседник, беседовник) за свое сочинение "Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов". Память его совершается 12 марта. Кроме того, имя его всегда поминается на отпусте литургии Преждеосвященных даров ради его великой любви к сему  чину литургии, издревле существовавшему на Востоке, и ревности о прочном водворении и распространении сего чина на Западе. По преставлении своем св. Григорий Двоеслов был погребен в церкви его имени, отсюда впоследствии честные мощи его были перенесены в Ватиканский собор.

     Пятый — придел в память распятия апостола Петра с запрестольной мозаичной картиной, изображающей распятие апостола Петра на кресте вниз головой.

     Шестой — придел во имя праведного Иосифа, Обручника Девы Марии. Внутри находящегося престола стоит черная мраморная рака, в которой почивают мощи апостолов Симона Зилота (память 10 мая) и Иуды (память 19 июня).

     Седьмой — придел во имя апостола Фомы с запрестольной мозаичной картиной, изображающей апостола Фому, влагающего перст свой в раны Воскресшего Господа.

     Восьмой — придел в честь чудотворной иконы Божией матери "Столповой", или на столпе, которая помещается над престолом. Эта древняя икона находилась в прежней базилике Петровой на одной из мраморных колонн, отчего и получила свою наименование.

     Вдоль западной стены собора (на противоположной стороне от главного входа в собор) устроено три придела, или алтаря.

    Первый (от южной стены собора) — придел во имя св. Льва Великого, папы римского, с запрестольным мраморным рельефным изображением святителя, останавливающего полчища гуннов. Внутри престола стоит мраморная рака, в которой почивают мощи св. Льва Великого, папы римского (память 18 февраля, вместе с памятью св. Флавиана исповедника, патриарха Константинопольского, ибо оба они были защитниками православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе).

      Второй, или средний (посредине западной стены, прямо напротив главного, или папского, престола) — придел Кафедры апостола Петра.

      Третий (ближайший к северной стене собора) — придел во имя преподобной Петрониллы девы с запрестольной мозаичной картиной, изображающей преставление сей девы и ее небесную славу. Внутри престола стоит гробница, в которой почивают мощи преподобной Петрониллы девы, ученицы апостола Петра.

    Будучи обручена с одним благородным римлянином по имени Флакк, Петронилла испросила себе для приготовления к браку три дня, которые все посвятила посту и молитве, а на третий день, приобщившись Святых Таин, отдала душу свою в руки возлюбленного Жениха своего Христа. Память сей местночтимой угоднице Божией совершается в Риме 31 мая нов. ст. Честная глава ее хранится в Ватиканском же соборе, в приделе Распятия.

     Вдоль северной стены собора, на правой стороне от главного входа в собор, устроено девять приделов, или капелл:

    Первый (от западной стены собора) — придел во имя св. Архангела Михаила с запрестольной мозаичной картиной, изображающей поражение сатаны Архангелом Михаилом.

    Второй — придел во имя св. мученика Еразма, имени которого в православных святцах не значится, с запрестольной мозаичной картиной, изображающей страдания сего мученика (память 2 июня нов. ст.). В приделе св. Еразма помещены современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси.

    Третий — придел во имя мучеников Прокесса и Мартиниана с запрестольной мозаичной картиной, изображающей страдания сих мучеников. Внутри престола стоит порфировая гробница, в которой почивают мощи мучеников Прокесса и Мартиниана (память 11 апреля).

   Четвертый — придел во имя св. Вячеслава, князя Чешского с запрестольной мозаичной картиной, изображающей сего святого (память 28 сентября, в день его мученической кончины в 935 г.), мощи которого почивают в кафедральном соборе во имя св. Вита в Праге. В приделе св. Вячеслава находятся современные мозаичные изображения свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия Солунских, учителей Словенских.

    Пятый — придел Григория, называемый так по имени соорудившего его папы Григория XIII (1572-1585), с запрестольной древней чудотворной иконой Божией Матери "Скоропомощницы" (Madonna del Soccorso). Внутри престола почивают мощи св. Григория Богослова Назианзина, архиепископа Константинопольского, почившего в 389 г. Честные мощи его перенесены в Рим из завоеваннного турками Константинополя. Честная глава св. Григория Богослова из Константинополя в Рим не переносилась, и часть ее находится в Московском Успенском соборе, а честная нога его хранится в Хиландарском монастыре на Афоне. Церковь почтила св. Григория Богослова тем именем, которым она почтила высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. Это наименование ему усвоено потому, что после первого Богослова св. Григорий постигал столь высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете Откровения; особенно же вся мысль его, как и первого Богослова, была обращена к Предвечному Слову, Сыну Божию, Господу Иисусу Христу. Возвышенность помыслов, восходящих во внутреннее (насколько оно доступно) святилище Божия естества, — такая особенность св. Григория Богослова, которой в одинаковой с ним степени никто не обладал. Память св. Григория Богослова совершается 25 января и 30 января (вместе с памятью свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста).

    Шестой — придел Святых Тайн (Capella del Santissimo Sacramento) с двумя престолами: один (прямо против входа в капеллу) — в честь Святых Тайн, с запрестольной фреской Святой Троицы,- другой престол (направо от него) — во имя св. Франциска Ассизского, имени которого в православных святцах не значится, с запрестольной мозаичной картиной, изображающей сего святого.

    Седьмой — придел во имя св. мученика Севастиана с запрестольной мозаичной картиной, изображающей мученическую кончину св. Севастиана (память 18 декабря), мощи которого почивают в церкви его имени.

    Восьмой — придел Распятия Господня с двумя престолами: один (налево от входа в капеллу) — в честь Распятия Господня с запрестольной мозаичной иконой святителя Николая, Мирликийского чудотворца, копией с иконы, которая хранится в ризнице базилики святителя Николая в Бари, куда она была привезена в начале XIV в. на поклонение мощам святителя Николая православным владетельным Сербским князем Урошем; другой (направо от входа) — во имя св. Иосифа Обручника, с запрестольной мозаичной картиной, изображающей сего святого (память в Неделю по Рождеству Христову). Прямо против входа в капеллу, у окна, стоит деревянное Распятие, от которого она и получила свое наименование. В каждом из четырех углов означенной капеллы устроены высокие шкафы, в которых за стеклом хранится множество святынь.

    Девятый (последний в северной стене собора от западной его стены и первый на правой стороне от главного входа в собор) — придел Пьеты, получивший свое наименование от мраморной группы, изображающей Божию Матерь с усопшим Спасителем на коленях  (скульптор Микеланжело).

    Главный купол собора поддерживается четырьмя громаднейшими столбами. На этих столбах вверху, под куполом, со стороны главного престола имеются мозаичные изображения святых евангелистов: Матфея и Марка — на двух столбах, стоящих по левую сторону главного престола, и Луки и Иоанна Богослова — на двух столбах, стоящих по правую сторону главного престола. В каждом из этих столбов устроено по два придела.

    В первом столбе (с изображением св. Матфея): один (против западной стены собора) — придел во имя свв. апостолов Петра и Иоанна с запрестольной мозаичной картиной, изображающей исцеление апостолом Петром хромого, сидевшего у "красных" врат Иерусалимского храма (Деян. 3, 1-10): другой (против южной стены собора) — придел во имя свв. апостолов Петра и Павла с запрестольной картиной, изображающей падение Симона-волхва.

    Во втором столбе (с изображением св. Марка): один (против южной стены собора) — придел во имя свв. апостолов Петра и Андрея с запрестольной мозаичной картиной, изображающей поражение апостолом Петром Ананьи и Сапфиры (Деян. 5, 1-10); другой (обращенный лицом к главному входу) — придел в честь Преображения Господня с запрестольной мозаичной картиной, изображающей это событие.

    В третьем столбе (с изображением св. Луки): один (обращенный лицом к главному входу) — придел во имя блаженного Иеронима Стридонского с запрестольной мозаичной картиной, изображающей последнее причащение сего преподобного (память совершается 15 июня); другой (против северной стены собора) — придел во имя св. Василия Великого с запрестольной мозаичной картиной, изображающей совершение св. Василием Великим в день Богоявления, в 372 г., литургии в присутствии императора Валента и сильное впечатление, произведенное на последнего означенным служением.

     В четвертом столбе (с изображением св. евангелиста Иоанна Богослова): один (против северной стены собора) — придел "Кораблика" св. апостола Петра, так именуемый по запрестольной мозаичной картине в нем, изображающей апостола Петра, утопающего в воде и взывающего к Спасителю о помощи; другой (против западной стены собора) — придел в память воскрешения Тавифы св. апостолом Петром с запрестольной мозаичной картиной, изображающей означенное событие, о котором повествуется в книге Деяний апостольских (Деян. 9, 36-41).

    В соборной ризнице, ход в которую устроен в южной стене собора, напротив придела во имя свв. Петра и Андрея, в ее отделении, именуемом "ризницей духовных бенефициантов", находится на стене весьма древняя чудотворная икона Божией Матери "Исцелительницы от лихорадки" (Madonna della Febbre), прославленная бесчисленным рядом последовавших от нее исцелений от лихорадки, которая прежде часто свирепствовала в Риме. Здесь же хранится белая мраморная колонна, к которой прислонялся Спаситель в храме Иерусалимском, уча народ. Налево стоит древняя белая мраморная гробница, в которой некогда покоились тела префекта Рима Аникия Проба (ум. в 395 г.) и его супруги Пробы Палтонии, и которая служила в древней базилике Петровой купелью при крещении.

    В соборе почивают, только неизвестно в каком месте, мощи святых римских пап: апостола Лина, Маркеллина, Агапита и Агафона. Апостол Лин (память 5 ноября),  о котором упоминает апостол Павел во втором послании к Тимофею (4, 21), был епископом в Риме после апостола Петра.

   Священномученик Маркеллин вступил в кафедру в правление Диоклетиана и Максимилиана, после кончины святейшего папы Кая (296), во время жесточайшего гонения на христиан, когда в течение 30 дней в Риме было истреблено после многоразличных мучений 17 тысяч христиан, мужей и жен.

    В это время был схвачен и приведен на допрос к Диоклетиану и папа Маркеллин (память 7 июня). Устрашившись жестоких мучений, он сначала было отрекся от Христа, но потом покаялся в своем грехе перед собором епископов и пресвитеров, в городе Синеуссе в Кампании, сам отдался в руки мучителей и, по повелению Диоклетиана, был усечен в Риме, вместе с тремя христианами — Клавдием, Кирином и Антониной, около 300 г.

    Св. Агапит (память 17 апреля) преставился ко Господу в 536 г. в Константинополе, куда он был послан готским королем Теодорихом Великим, владевшим тогда Италией, для переговоров о мире с императором Юстинианом. На пути в Константинополь св. Агапит исцелил немого и хромого человека, а пребывая в Константинополе — слепого.

    Св. Агафон, наставивши в добродетели свою паству и прославившись чудесами, отошел ко Господу в 682 г. (память 20 февраля).

    Под собором находятся обширные подземелья, именуемые Священными гротами  (Sacre Grotte). Эти гроты имеют весьма важное историческое значение, ибо они занимают на Ватиканском холме то самое место, где находились известные нам Ватиканские катакомбы, впервые принявшие в свои недра,  вместе с честными мощами св. апостола Петра, священные останки первых в Риме святых мучеников Христовых. Когда в начале IV в. Константин Великий приступил к сооружению базилики во имя св. апостола Петра, то для прочности ее фундамента, по необходимости, строители частью засыпали, а частью разрыли эти катакомбы так, что к настоящему времени от них почти не осталось и следа.

     В этих же катакомбах, подле места успокоения апостола Петра, были погребены почти все римские папы первых двух веков: Лин, Анаклет, Еварест, Сикст, Телесфор, Игин, Пий, Аникита, Сотир, Елевферий, Виктор. Только двое пап того времени не были погребены здесь: Климент, сосланный в Херсонес Таврический и там утопленный в Черном море, и Александр, мученические останки которого собраны были одной благочестивой римской христианкой и погребены ею в загородной усадьбе своей по Номентанской дороге (Via Nomentana) за стенами Рима. Папы III в. и начала IV в., кроме троих, погребены были в Каллистовых катакомбах.  С торжеством Церкви при Константине обычай погребать пап в катакомбах прекратился; их стали погребать, начиная с папы Сильвестра, на поверхности земли, преимущественно же — в церквях. (В 1941 г. папа Пий XII повелел провести раскопки в гротах, и здесь нашли древнюю гробницу апостола с греческой надписью "Петр здесь". К сожалению,  рака оказалась пустой. Несколько лет позже вблизи от этой раки обнаружили стену с граффити, за которой скрывалась погребальная мраморная ниша и другая рака, на сей раз с мощами св. апостола Петра — вероятно, они были перенесены из места первоначального погребения из-за его заболоченности.

     Гроты разделяются на древние и новые. Древние гроты (Grotte Vecchie) занимают место, находившееся под древней базиликой Петровой. Остальные называются Новыми гротами (Grotte Nuove). Новые гроты приходятся почти все, по своему положению, непосредственно под той частью собора, над которой возвышается его главный купол, поддерживаемый четырьмя громаднейшими столбами с мозаичными изображениями святых евангелистов. В гротах устроено несколько приделов. Из вновь устроенных в крипте собора приделов можно назвать капеллу во имя Ченстоховской иконы Божией Матери. Один из них, в котором престол приходится над частью гробницы с мощами св. апостола Петра, называется, как было замечено выше, — приделом исповедания св. апостола Петра.

    Среди разных священных памятников, украшавших некогда древнюю базилику Петрову, а теперь находящихся в гротах, — древние гробницы пап и государей, статуи, рельефные и мозаичные изображения, иконы, картины и надписи.

    Внимание богомольцев останавливают на себе: древние монограммы имени Христова на мраморе; древняя чудотворная икона Божией Матери "Родовспомогательницы", пред которой возносят молитвы о помощи в трудных родах, и древние изображения апостолов Петра и Павла.

    Ход в гроты устроен из собора обычно близ статуи св. Лонгина-сотника, стоящей у того из четырех поддерживающих главный купол собора столбов, на котором имеется мозаичное изображение св. евангелиста Марка.

    При выходе из собора богомолец  должен обратить внимание на прекрасное огромных размеров мозаичное изображение апостола Петра, вышедшего навстречу Спасителю из плывущей лодки, в которой сидят прочие одиннадцать апостолов, начащего тонуть и взывающего к Господу Иисусу Христу о помощи. Это изображение, известное под именем "Кораблика" Петрова, находится на соборной паперти поверх главных внешних дверей. Мозаика, исполненная по рисунку Джотто, изначально украшала древнюю Константиновскую базилику. При взгляде на него невольно приходит на память соответствующее евангельское повествование (Мф. 14, 28-32).

Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.