© 2007-2025 ООО Центр Международного Паломничества «Покров»
Учережден Православным Крестовоздвиженским Братством по благословению настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря
Все цены на сайте указаны с учетом отправления в паломнические поездки из Москвы. Мы можем разработать для вас индивидуальный маршрут паломничества или присоединить вас к группе паломников вне зависимости от вашего города отправления. Стоимость паломнических туров из других регионов рассчитывается индивидуально.
Паломничество в Иерусалим: программы, даты, стоимость
После прощальной Вечери, на которой Спаситель преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Кровь, все они вышли из Сионской горницы и, как говорят евангелисты, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30), в селение, называемое Гефсимания (Мк. 14,32) за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его (Ин. 18,1).
Селение Гефсимания больше не существует, но большой сад лежит по-прежнему на западном склоне Елеонской горы напротив Иерусалима. В нем сохранилась не одна пещера, в которой, быть может, Спаситель проводил с учениками холодные и дождливые зимние ночи (см.: Лк. 21, 37). Несомненно, Он оставил большинство учеников там, где они обычно бывали, недалеко от дороги, так как знал это место и Иуда, предатель Его (Ин. 18, 2), а взяв только троих, углубился далее в сад. Оставив же и их бодрствовать с Ним, Сам отошел еще на вержение камня (Лк. 22, 41), то есть на расстояние брошенного камня, и там молился до кровавого пота. Где были точно все эти места – неизвестно достоверно…
В начале IX в., когда при восторжествовавшем христианстве Палестина переживала расцвет благочестия и храмостроения, паломники называют «изящную церковь на месте моления Христова о чаше», повествуя, как в Великий Четверг крестный ход спускался с вершины Елеона, где совершалась страстная служба, в Гефсиманский сад.
Где была в саду эта церковь над местом моления? Где та священная земля, на которую пали капли кровавого пота Богочеловека, которая напоилась Его слезами в ту ночь? Неизвестно… На повороте к церкви св. Марии Магдалины в русском саду ощущается под почвой главной аллеи какая-то пустота, наводящая на мысль о подземной постройке; но Елеонская гора вся была покрыта храмами и пещерами отшельников, и кто может сказать теперь, что именно было на том или ином месте. Сохранился обломок колонны, принадлежавшей той церкви, о чем говорит установившееся за ним издавна название “Pater Mou”, по-гречески «Отче Мой». Этот обломок стоит в нише на дороге напротив входа в русский сад.
Помолясь, Он вернулся к ученикам, чтобы отдать Себя приблизившимся врагам. Мы еще можем видеть в саду ступени, грубо выбитые в местном кремнистом камне, ведущие с горы на Вифанскую дорогу: здесь, у дороги, встретили Господа предатель и спира – отряд воинов.
На месте предания тоже был храм, где и читалось в Великий Четверг соответственное место из Евангелия. В настоящее время большая базилика (францисканцев), построенная недавно с помощью 12 европейских государств, стоит на месте предания. В ней огорожен перед престолом камень; стены украшены мозаикой. В окна вставлено синее стекло, так что в базилике пребывает вечная ночь – Гефсиманская ночь… вокруг базилики сохраняются древние маслины, потомки того далекого сада, который слышал молитву скорбящей смертельно (см.: Мф. 26, 38) Великой Души.
Отсюда повели Спасителя снова через поток Кедрон, к первосвященнику. Это был тот же путь, которым Он шел недавно с учениками, и спустившись в долину Иосафатову, где через поток был малый мостик (не сохранившийся); вправо темнели высокие стены Иерусалима, слева миновали памятник Авессалома, гробницы; дорога вилась, то опускаясь, то поднимаясь, по склону пригорка Офель: факелы воинов освещали дорогу, хотя светила полная луна.
Городская стена охватывала тогда и эту часть города, и Офель и Сион, над купелью Силоамской. Ввели Иисуса в город и направились сначала к бывшему первосвященнику Анне, как свидетельствует евангелист Иоанн, следовавший с Петром на небольшом расстоянии за шествием. На одной улице они могли видеть, как некто, встретив идущих, остановился и, видимо, узнав Иисуса, последовал за Ним, волнуясь, - куда Его ведут, может быть, расспрашивая… тогда воины схватили его: он вырвался, оставив в руках их плащ, в который был завернут, и убежал поспешно, нагой. Это был юноша, ученики узнали его: это был Марк, один из 70 апостолов… В северо-восточной части армянского квартала стоит сирийский монастырь на месте дома апостола и евангелиста Марка, где он жил с матерью.
Анна жил в этой же части города; на месте его дома сейчас монастырь армянских сестер, называемый Масличным, так как во дворе его стоят оливковые деревья, к одному из которых привязали приведенного Божественного узника. В церкви же монастыря показывают в одном из приделов место допроса Анною Спасителя, где и получил Он от одного из слуг удар по лицу. Анна послал Его связанного к Каиафе (см.: Ин. 18, 24). Дворец Каиафы был в сотне шагов отсюда, на северо-запад, у нынешних Давидовых ворот; это место отошло сейчас к евреям и недоступно для обозрения. Там разыгралась трагедия отречения Петра, после чего он, вышед вон, плакал горько (см.: Мф. 26, 75).
С самых древних времен указывается место на склоне Офель, где апостол плакал горько. Видимо, выйдя из двора первосвященника, он в глубокой скорби побрел, куда глаза глядят, и, найдя здесь пещеру, предался неутешному плачу. Во всяком случае, вероятно, уже в IX столетии здесь была церковь, так как братья-ассомпсионисты (католики), которым сейчас принадлежит это место и которые здесь воздвигли благолепный храм, показывают в подземельях под храмом начертанные на стенах греческие кресты и остатки строений того времени. Это место подвергалось обстоятельному исследованию в XIX столетии, и сейчас все кругом католического храма изрыто многочисленными пещерами, остатками и фундаментами древних жилищ: но здесь прошло столько разных эпох, что трудно установить с достоверностью, в какой именно пещере плакал Петр в достопамятную ночь отречения.
С IX в. и позднее многочисленные паломники находят здесь богатую церковь, посвященную плачу святого апостола, и это место становится известным под латинским названием “Galli caiitu” – «петух поющий».
Итак, апостол Петр вышел из двора первосвященника в холодную ночь; а связанный Спаситель был осужден собравшимися у Каиафы синедрионом на смерть. Дожидались утра, чтобы получить разрешение на смертный приговор у Претора Пилата. Вести Пленника по проснувшимся уже улицам было опасно – как бы толпа не вступилась за Него, - и они пошли, едва забрезжил рассвет. Где проходили тогда эти улицы, по которым в узах шел Освободитель человечества, - теперь не угадать: нынешний город построен на бесчисленных развалинах предыдущих. Во всяком случае, Его привели к Претории, башне Антония, где теперь проходит улица от Овчих ворот. Стоявший на страже у Претории грубый солдат презрительно посмотрел на группу евреев-просителей: еще рано, Претор не принимает. Они взмолились, что привели преступника; преторианец взял Спасителя, ввел Его в Преторию и поместил в темницу, которую и сейчас показывают в здании бывшей Претории, в подвале современного здания.
Около темнички устроена маленькая церковь, в подвале же. Весь этот подвал был, видимо, отведен римлянами под тюрьму, так как тут же, по преданию, содержался и Варавва и двое других разбойников его шайки. В темнице Спасителя мы можем видеть грубую каменную скамью с проделанными в ней отверстиями для обеих ног: продев в эти отверстия ноги заключенного, их внизу сковывали цепями. Камера Вараввы, как более опасного преступника, указывается в нижнем этаже этой трехъярусной темницы, куда сейчас проделана лестница, а было только отверстие в потолке по типичному образцу римских тюрем; камера в нише, за решеткой. Для остальных заключенных, если их случалось много, сделаны по стене каменные лавки, а над ними в стену заделаны болты для приковывания цепями.
Во втором ярусе указывают глубокую нишу с каменным престолом; здесь между 100 и 300 гг. по Р.Х. укрывалась от преследования евреев первенствующая Церковь: иерусалимские катакомбы. В верхней части, но все еще ниже уровня земли настоящего, мы находим крайнюю, западную часть Лифостротона, где он выходил в город из Претории. И может быть, именно перед нею, возвышенную на несколько ступеней, бесновалось народное море в тот далекий «Пяток Пасце», когда Пилат поставил на этом помосте свою Жертву в багрянице и терновом венце и воскликнул: Се, Человек! (Ин. 19,5). Этот помост выходит из-под стены, отделяющей помещение монастыря Сионских сестер, и носит следы насечек для лошадей, представляя собой продолжение громадного двора Претории, на этом внешнем краю которого было «судилище» Претора.
Из книги «Святая земля»
От Гефсимании до Голгофы
После прощальной Вечери, на которой Спаситель преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Кровь, все они вышли из Сионской горницы и, как говорят евангелисты, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30), в селение, называемое Гефсимания (Мк. 14,32) за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его (Ин. 18,1).
Селение Гефсимания больше не существует, но большой сад лежит по-прежнему на западном склоне Елеонской горы напротив Иерусалима. В нем сохранилась не одна пещера, в которой, быть может, Спаситель проводил с учениками холодные и дождливые зимние ночи (см.: Лк. 21, 37). Несомненно, Он оставил большинство учеников там, где они обычно бывали, недалеко от дороги, так как знал это место и Иуда, предатель Его (Ин. 18, 2), а взяв только троих, углубился далее в сад. Оставив же и их бодрствовать с Ним, Сам отошел еще на вержение камня (Лк. 22, 41), то есть на расстояние брошенного камня, и там молился до кровавого пота. Где были точно все эти места – неизвестно достоверно…
В начале IX в., когда при восторжествовавшем христианстве Палестина переживала расцвет благочестия и храмостроения, паломники называют «изящную церковь на месте моления Христова о чаше», повествуя, как в Великий Четверг крестный ход спускался с вершины Елеона, где совершалась страстная служба, в Гефсиманский сад.
Где была в саду эта церковь над местом моления? Где та священная земля, на которую пали капли кровавого пота Богочеловека, которая напоилась Его слезами в ту ночь? Неизвестно… На повороте к церкви св. Марии Магдалины в русском саду ощущается под почвой главной аллеи какая-то пустота, наводящая на мысль о подземной постройке; но Елеонская гора вся была покрыта храмами и пещерами отшельников, и кто может сказать теперь, что именно было на том или ином месте. Сохранился обломок колонны, принадлежавшей той церкви, о чем говорит установившееся за ним издавна название “Pater Mou”, по-гречески «Отче Мой». Этот обломок стоит в нише на дороге напротив входа в русский сад.
Помолясь, Он вернулся к ученикам, чтобы отдать Себя приблизившимся врагам. Мы еще можем видеть в саду ступени, грубо выбитые в местном кремнистом камне, ведущие с горы на Вифанскую дорогу: здесь, у дороги, встретили Господа предатель и спира – отряд воинов.
На месте предания тоже был храм, где и читалось в Великий Четверг соответственное место из Евангелия. В настоящее время большая базилика (францисканцев), построенная недавно с помощью 12 европейских государств, стоит на месте предания. В ней огорожен перед престолом камень; стены украшены мозаикой. В окна вставлено синее стекло, так что в базилике пребывает вечная ночь – Гефсиманская ночь… вокруг базилики сохраняются древние маслины, потомки того далекого сада, который слышал молитву скорбящей смертельно (см.: Мф. 26, 38) Великой Души.
Отсюда повели Спасителя снова через поток Кедрон, к первосвященнику. Это был тот же путь, которым Он шел недавно с учениками, и спустившись в долину Иосафатову, где через поток был малый мостик (не сохранившийся); вправо темнели высокие стены Иерусалима, слева миновали памятник Авессалома, гробницы; дорога вилась, то опускаясь, то поднимаясь, по склону пригорка Офель: факелы воинов освещали дорогу, хотя светила полная луна.
Городская стена охватывала тогда и эту часть города, и Офель и Сион, над купелью Силоамской. Ввели Иисуса в город и направились сначала к бывшему первосвященнику Анне, как свидетельствует евангелист Иоанн, следовавший с Петром на небольшом расстоянии за шествием. На одной улице они могли видеть, как некто, встретив идущих, остановился и, видимо, узнав Иисуса, последовал за Ним, волнуясь, - куда Его ведут, может быть, расспрашивая… тогда воины схватили его: он вырвался, оставив в руках их плащ, в который был завернут, и убежал поспешно, нагой. Это был юноша, ученики узнали его: это был Марк, один из 70 апостолов… В северо-восточной части армянского квартала стоит сирийский монастырь на месте дома апостола и евангелиста Марка, где он жил с матерью.
Анна жил в этой же части города; на месте его дома сейчас монастырь армянских сестер, называемый Масличным, так как во дворе его стоят оливковые деревья, к одному из которых привязали приведенного Божественного узника. В церкви же монастыря показывают в одном из приделов место допроса Анною Спасителя, где и получил Он от одного из слуг удар по лицу. Анна послал Его связанного к Каиафе (см.: Ин. 18, 24). Дворец Каиафы был в сотне шагов отсюда, на северо-запад, у нынешних Давидовых ворот; это место отошло сейчас к евреям и недоступно для обозрения. Там разыгралась трагедия отречения Петра, после чего он, вышед вон, плакал горько (см.: Мф. 26, 75).
С самых древних времен указывается место на склоне Офель, где апостол плакал горько. Видимо, выйдя из двора первосвященника, он в глубокой скорби побрел, куда глаза глядят, и, найдя здесь пещеру, предался неутешному плачу. Во всяком случае, вероятно, уже в IX столетии здесь была церковь, так как братья-ассомпсионисты (католики), которым сейчас принадлежит это место и которые здесь воздвигли благолепный храм, показывают в подземельях под храмом начертанные на стенах греческие кресты и остатки строений того времени. Это место подвергалось обстоятельному исследованию в XIX столетии, и сейчас все кругом католического храма изрыто многочисленными пещерами, остатками и фундаментами древних жилищ: но здесь прошло столько разных эпох, что трудно установить с достоверностью, в какой именно пещере плакал Петр в достопамятную ночь отречения.
С IX в. и позднее многочисленные паломники находят здесь богатую церковь, посвященную плачу святого апостола, и это место становится известным под латинским названием “Galli caiitu” – «петух поющий».
Итак, апостол Петр вышел из двора первосвященника в холодную ночь; а связанный Спаситель был осужден собравшимися у Каиафы синедрионом на смерть. Дожидались утра, чтобы получить разрешение на смертный приговор у Претора Пилата. Вести Пленника по проснувшимся уже улицам было опасно – как бы толпа не вступилась за Него, - и они пошли, едва забрезжил рассвет. Где проходили тогда эти улицы, по которым в узах шел Освободитель человечества, - теперь не угадать: нынешний город построен на бесчисленных развалинах предыдущих. Во всяком случае, Его привели к Претории, башне Антония, где теперь проходит улица от Овчих ворот. Стоявший на страже у Претории грубый солдат презрительно посмотрел на группу евреев-просителей: еще рано, Претор не принимает. Они взмолились, что привели преступника; преторианец взял Спасителя, ввел Его в Преторию и поместил в темницу, которую и сейчас показывают в здании бывшей Претории, в подвале современного здания.
Около темнички устроена маленькая церковь, в подвале же. Весь этот подвал был, видимо, отведен римлянами под тюрьму, так как тут же, по преданию, содержался и Варавва и двое других разбойников его шайки. В темнице Спасителя мы можем видеть грубую каменную скамью с проделанными в ней отверстиями для обеих ног: продев в эти отверстия ноги заключенного, их внизу сковывали цепями. Камера Вараввы, как более опасного преступника, указывается в нижнем этаже этой трехъярусной темницы, куда сейчас проделана лестница, а было только отверстие в потолке по типичному образцу римских тюрем; камера в нише, за решеткой. Для остальных заключенных, если их случалось много, сделаны по стене каменные лавки, а над ними в стену заделаны болты для приковывания цепями.
Во втором ярусе указывают глубокую нишу с каменным престолом; здесь между 100 и 300 гг. по Р.Х. укрывалась от преследования евреев первенствующая Церковь: иерусалимские катакомбы. В верхней части, но все еще ниже уровня земли настоящего, мы находим крайнюю, западную часть Лифостротона, где он выходил в город из Претории. И может быть, именно перед нею, возвышенную на несколько ступеней, бесновалось народное море в тот далекий «Пяток Пасце», когда Пилат поставил на этом помосте свою Жертву в багрянице и терновом венце и воскликнул: Се, Человек! (Ин. 19,5). Этот помост выходит из-под стены, отделяющей помещение монастыря Сионских сестер, и носит следы насечек для лошадей, представляя собой продолжение громадного двора Претории, на этом внешнем краю которого было «судилище» Претора.
Из книги «Святая земля»