Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Паломничество в Израиль: программы и даты

Живоносный Гроб Господень

    Сам Гроб – гробная пещера – заключена в мраморной часовне посреди ротонды, так называемой Кувуклии. Здесь сохраняется величайшая святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение. Кувуклия имеет два придела; входим сначала в придел Ангела, сидевшего на камне гробном: часть этого камня вделана в вазу из мрамора, стоящую посреди придела. Этот камень можно было еще видеть перед входом во гроб в IV и VI вв., лежавшим так, как он был отвален (бе бо велий зело), чтобы его убрать. Разбитый, вероятно, при Хакиме, на части, он был расхищен или утрачен,  мы видим только малую его часть. С потолка свешиваются десятки лампад, рядами: греческие, католические, армянские и одна коптская. Два круглых отверстия в стенах позволяют видеть толщину сооружения и природный камень пещеры, обложенный и внутри и снаружи мрамором. В эти отверстия в ротонду подается Святой Огонь, ежегодно получаемый на Святом Гробе в Великую субботу.

    Через низкий вход, расширенный в 1113 году до теперешнего размера, в западной стене входим в самую гробницу Христову, освещенную только лампадами. Она имеет 2 м в длину и 1,5 м в ширину, половина ее занята самим погребальным ложем, на котором и почивал три дня мертвое Тело Спасителя мира. Ложе покрыто белой мраморной доской, так же, как и стены; над ложем большая икона Воскресения, полускрытая слева конной католиков, а справа – армян, которые совершают поочередно литургии на этом всемирном жертвеннике. Лампады над Ложем принадлежат также этим трем исповеданиям. Против входа на западной стене висит икона Божией Матери, взирающей на Гроб; кругом по фризу тянется вырезанный греческими буквами тропарь: «Яко живоносец, яко рая краснейшей, воистину и чертога всякаго царскаго показался светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения». Больше в святейшей часовне нет ничего.

    Три литургии совершаются здесь каждые сутки: ровно в 12 часов ночи – православная, причем гробное Ложе служит жертвенником; камень в приделе Ангела, на который кладется напрестольная доска, служит престолом. Сразу после православных на святом Гробе служат армяне, а после них – католики. Этот всемирный алтарь открыт для всех, даже для женщин, после того как Воскресший здесь господь открыл для всего человечества райские двери.

   На Страстной в великую Субботу на святой Гроб в Иерусалиме сходит Небесный Огонь. Патриарх Иерусалимский принимает его после молитвы один у божественного ложа, при потушенных лампадах; зажигает от него свои 33 свечи и подает в храм, уже переполненный народом, с трепетом ожидающим этого момента. В это нигде небывалое более чудо веруют и многие мусульмане, не говоря об армянах, коптах, сириянах и других исповеданиях.

  Снаружи Кувуклия представляет собою прямоугольную часовню розового мрамора, с 16 пилястрами, поддерживающими балюстраду по крыше вокруг всей часовни. Плоская крыша украшена луковичным куполком в западной части, в отверстия которого удаляется жар от лампад, неугасимо горящих внутри. С запада к Кувуклии вплотную прилегает малый придел, с XVI в. Принадлежащий коптам, где они и совершают воскресное богослужение.

    Кувуклия стоит совершенно особо в центре круглой ротонды, так что ее можно свободно обойти кругом. И вокруг нее постоянно совершаются крестные ходы и процессии всех христианских вероисповеданий. Громадная ротонда является как бы только футляром для Кувуклии, она ровно ничем не украшена: лишь в куполе обсыпавшееся золото свидетельствует о каких-то бывших арабесках.
Из книги «Святая Земля»
 
    А вот что пишет Генри Мортон в своей замечательной книги "Святая Земля", которая явилась плодом его путешествия в страны Востока в 1934 году, о Гробе Господнем:
     "Нет на земле строения, которое имело бы более причудливую историю, чем храм Гроба Господня."
После взятия Иерусалима в 70 году первые христиане, те, кто бежал в Пеллу, вернулись к руинам своих домов. Они составляли связующее звено с Иисусом Христом. Старейшие из них видели Его, возможно, даже говорили с Ним; а младшие, должно быть, знали места захоронения Спасителя,  дома, где проходила Тайная Вечеря, Гефсиманский сад и все другие места, отмеченные в земной жизни нашего Господа. Любой из них, кому было больше 50 лет, мог иметь яркие воспоминания о Суде и о Распятии.
     Христиане из Пеллы, должно быть, бродили по насыпям и руинам Иерусалима, и им искать путь сквозь упадок помогало нечто большее, чем желание обрести связь с прежней жизнью, потому что Тит сознательно оставил такие приметы местности, как укрепления Ирода, мощные башни. Кроме того, Иерусалим стоит на твердой скальной породе, и Тит не использовал взрывчатку для уничтожения зданий. А потому, несомненно, они начали строительство на местах, вдвойне священных для них, на местах, связанных с Учителем, а не только с их собственной, домашней историей.  Мы знаем, что особое почтение христиане уделяли дому, где проходила Тайная Вечеря - дому Марии, матери Марка, дому, в котором Иисус появился после Распятия, в котором произошло чудо Пятидесятницы и в котором, согласно традиции, Пресвятая Богородица провела остаток жизни. Вскоре на месте этого дома появилась церковь, которая известна как Кенакул; это слово является производным от латинского кена - "столовая", "место для ужина". (Русским паломникам место Тайной Вечери известно как Сионская Горница). Безусловно, для тех христиан, через сорок лет после Распятия, было естественнее почитать место, связанное с последней проповедью Христа, Его явлением после Вознесения и Сошествием Святого Духа, а не трагическую гору Голгофу. Но, несмотря на то, что они, насколько нам известно, не построили церковь над могилой Христа, мы можем совершенно определенно сказать, что само это место было всем известно. Восточный склад ума никогда не забывает места, ассоциируемые со священными событиями.
     В течение почти 60 лет Иерусалим оставался не более, чем лагерем Десятого легиона Фретензис. Вокруг этого лагеря появилось небольшое количество хижин купцов и маркитантов, а среди руин, несомненно, высилось несколько домов, хозяева которых были изгнаны или погибли; на горе Сион появилось со временем маленькое поселение христиан, сгрудившееся вокруг Кенакула. Вероятно, это было все население города, потому что прежние жители либо были убиты при взятии Иерусалима Титом, либо высланы в изгнание.
В этот момент импетатор Адриан совершил несколько официальных поездок по территории империи. В ходе одной из них, в 130 году он посетил Палестину. Вид руин всегда возбуждал в Адриане желание строить. Точно известно, что величественное зрелище Иерусалима, расположенного на заброшенных холмах, затронуло его воображение. Он распорядился очистить территорию для возведения нового города на месте прежнего - совершенно римского города. вплоть до малейших деталей; и название этого города было отныне Элия Капитолиа, включающее собственное имя императора - Элий, а также имя бога - Юпитера Капитолийского.
     Новости об этом решении разожгли пламя религиозного рвения. Целое поколение евреев, забывшее Тита, успело вырасти за период с 70 по 130 год; и огонь восстания вновь охватил Иудею. АДриан вынужден был послать за своим лучшим командующим Юлием Севером в Британию, развязавшим бесжалостную войну, в которой, по словам Диона Кассия, 580 000 человек погибли в результате осад и взятия едва ли не 600 городов и поселков. К концу этой войны еврейской проблемы больше не существовало. Руководитель восстания был разорван на куски раскаленными щипцами.
     В горах вокруг Иерусалима эхом разнеслись мирные звуки молотов камнетесов.
Элия Капиталина, как теперь назывался Иерусалим, стала почтенным городом с белыми колоннадами, форумом и храмами, окруженным стеной, воздвигнутой более или менее в контурах старых иудейских укреплений. Она была посвящена Юпитеру Капитолийскому в честь винцентинналий Адриана в 136 году, на 20-ю годовщину его правления. Среди строений этого нового римского города был храм Венеры. Он был сооружен на небольшой возвышенности, ранее находившейся за линией городских стен Ирода. Это была Голгофа. Часто высказывали предположение, что Адриан построил этот храм, потому что христиане почитали это место святым, и поскольку он хотел избавиться от всех иудейских или, как он считал, полуиудейских ритуалов, то в результате воздвиг храм Венеры, чтобы осквернить память Христа. Святой Павлин Ноланский в IV веке писал императору Северу, что Адриан, "воображая, будто мог истребить христианскую веру, оскорбив это место, освятил образ Юпитера на месте Страстей."
      Метод строительства языческого храма на месте погребения Господа сам по себе интересен. Сначала возвели 20-тифутовую стену вокруг горы и заполнили внутреннее пространство галькой и бетоном. Таким образом удалось повысить уровень местности примерно на 300 футов в длину и на 60 в ширину, образовав подиум или платформу для строительства храма; этот этап похож на процесс сооружения рама Кастора на римском Форуме или великого храма Рома Этерна и Венус Феликс на Виа Сакра в Риме же. На платформе, закрывавшей Голгофу, посадили рощу, а непосредственно над Гробом Господним установили статую Юпитера, а над местом захоронения Спасителя - мраморную статую Венеры и маленький храм.
      Если Адриан надеялся навсегда уничтожить самую память о Кувуклии и Гробе Господнем, то его действия имели обратный эффект. Он сохранил святые места в том виде, в каком они существовали ранее, для будущих поколений. Свидетельств, то это было именно решение Адриана, предостаточно, в особенности учитывая, что он осуществил подобную профанацию и в отношении грота Рождества Христа в Вифлееме, над которым разбили рощу и выстроили храм Адониса.
        Так место Кувуклии и Голгофа на 200 лет были скрыты под насыпной платформой языческого храма. Но они не были забыты. За прошедшее время христианство утвердилось по всему миру. Святой Константин провозгласил его официальной религией Римской империи. Среди церковных деятелей, собравшихся на собор в Никеев 325 году, был и епископ Иерусалимский Макарий - человек, добродетели которого были таковы, что святой Афанасий причислял его к рангу апостольских мужей. Многие верят, что Макарий в беседе с императором Константином, председательствовавшим на соборе, упомянул о чудовищном святотатстве, созданном самим фактом существования адрианова храма Венеры, и Константин, тронутый красноречием Макария, предоставил ему полномочия снести рам и открыть Гроб Господень. Единственным автором, являвшимся современником этих событий, был Евсевий, который, кажется, мальчиком присутствовал при раскрытии Святого Гроба. Его рассказ сохранился в "Житии Константина".
       Однако остается историческим факт, что под руководством Макария примерно в 336 году римский храм Венеры был снесен, галька удалена, а под ней, в скале, было открыто то, что современники сочли Гробом Иисуса Христа. Позднее писатели связали это открытие с паломничеством святой Елены, матери Константина, которая в ходе всех этих работ обнаружила Крест в глубокой скальной полости возле Кувуклии.
      Как только открыли Гроб Господень, Константин приказал построить молитвенный дом вокруг "священой пещены". Как он написал Макарию, "сей дом должен быть достоин самого чудесного места в мире." Для этого были присланы римские инженеры, которые срезали часть скалы вокруг Гроба Господня, так что гробница оказалась возвышением посреди ровной площадки. Затем эта часть скалы была включена в парадную ротонду с внешним диаметром более 109  футов.
     Немного дальше, к востоку от ротонды, находился двор под открытым небом, окруженный прекрасноыми портиками. Там возвышалась скала Кувуклии, которой инженеры придали форму куба, примерно 18 на 15 футов. Это была платформа, к которой можно было подняться по лестнице, отделанной роскошной мозаикой и огражденной серебряной балюстрадой. На вершине установили большой крест из драгоценных материалов. За атриумом Кувуклии располагалась великолепная базилика, названная Мартирион. Это было строгое классическое здание с 4 нефами, разделенными мраморными олоннами, и криптой, созданной из скальной полости и посвященной Обретению Святого Креста. Таким был первый храм Гроба Господня.
      С 336 года и до наших дней место это уже никогда не забывали. Бывали в бурной истории Иерусалим времена, когда храм горел, однажды его даже разрушили, и он лежал в руинах несколько лет. Но из праха поднялся новый храм. Когда в 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, они сочли, что церковь недостаточно пышна и красива, и перестроили ее; современная структура и общий облик современного храма Гроба Господня в основном соответствует их творению.
      Конечно, многие не верят, что Гроб Христа лежал под храмом Венеры, а потому отрицают аутентичность храма Гроба Господня. Их аргументы основаны на убеждении, что данное место было расположено внутри стен Ирода. Среди немногого, что мы знаем о Голгофе, это то, что гора была за границей стен. Время от времени выдвигались альтернативы, но теперь все они давно забыты, за исключением гордоновской Кувуклии у Дамасских вором.
Не могу избавиться от ощущения, что 16 веков твердой традиции более надежны, чем любые теории, какими бы правдоподобными они не казались. Когда епископ Макарий в 336 году раскрыл Гроб Христа, он не хуже нас знал, что Иисус был распят за границей иерусалимских стен. Более того, он находился в лучшей позиции, чем мы, чтобы судить, где шла линия этих стен. Зачем бы он выбирал столь спорное место, если оно было неверным?
     Очевидцы Распятия вернулись в Иерусалим через 40 лет после смерти Христа, а их потомки оставались там, начиная со времени вскоре после осады и взятия города в 70 году вплоть до открытия Гроба Господня в 336 году. Отрицать достоверность места Гроба Господня - значит признавать, что христиане, помнившие Распятие, не искали Голгофу среди развалин Иерусалима, не разговаривали об этом событии со своими детьми, не указывали на место другим христианам, не знакомым с географией истории Христа. Если задуматься о личных драмах, связанных с Голгофой, о том, как Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иоанна, шли с миром в утро Воскресения, как они бежали назад, чтобы поведать ученикам, что Господь восстал из мертвых, как Петр и "ученики, которых возлюбил Иисус", с бьющимися сердцами спешили лично убедиться в истинности случившегося, то понимаешь: невозможно для тех, кто лично соприкоснулся с таким чудом, не запечатлеть в памяти место действия, не передать известие об этом потомкам.
      Гораздо легче поверить в то, что стена Ирода делала неожиданный поворот, чем в то, что люди, для которых сохранение традиций стало второй натурой, забыли, где находилось место, столь исключительной важности для них и для всех, кто пришел следом.